Как власть собственноручно убивает экономику Кыргызстана

Было наивным полагать, что геополитические процессы, происходящие в мире, и следующие за ними экономические последствия, обойдут стороной Кыргызстан. И те отголоски, которые докатываются сегодня до нас – лишь начало. Повышение цен буквально на все продукты и товары народного потребления кыргызстанцы с ужасом наблюдают каждый день.

Но процесс этот начался не сегодня, и "украинский" кризис совершенно не причем. Еще совсем недавно кабмин пытался убедить общественность республики, мол, все идет как надо. Наоборот, экономика цветет и развивается. Но уже тогда было очевидно – кризис в экономике затяжной с ускоряющейся негативной тенденцией.

При этом затронуты оказались практически все сегменты бизнеса.

С тех пор президент Садыр Жапаров неоднократно сообщал, что кабмин разработал антикризисный план мероприятий. "Я надеюсь, что у вас есть хорошие идеи и предложения", - обратился он к членам кабмина, накануне выступая в Жогорку Кенеше. Из чего можно сделать вывод, что ни толковых идей, ни эффективных предложений у чиновников до сих пор нет, иначе они были бы уже широко разрекламированы. Что оптимизма, естественно, не внушает.

Так в чем же причина экономического кризиса в Кыргызстане, который "приправился" экономическими последствиями кризиса международного геополитического?

Наш собеседник, глава Международного делового совета КР Аскар Сыдыков на протяжении нескольких месяцев неоднократно в своих заявлениях указывал на опасные последствия законодательных и иных инициатив нынешнего кабмина. Чего стоит один налоговый кодекс, против которого боролись и представители бизнеса, и эксперты.

- Аскар, уже несколько месяцев назад было понятно, что экономическая ситуация в Кыргызстане складывается опасная. Назревал серьезный кризис в сельскохозяйственной, сфере услуг, образовательном сегменте. И все это, в первую очередь, из-за налоговых нововведений.

- Совершенно верно. И о том, что такие последствия будут, мы предупреждали. Но новый налоговый кодекс – полбеды. Осложняют ситуацию климатические условия. Этой зимой снега практически не было, следовательно, нужно готовиться к маловодью. А это значит – меньше урожая, ограничения подачи электроэнергии. Уже сейчас недостаток энергии влияет на все секторы экономики. Нам поступает информация, что уже построенные, готовые к запуску предприятия, фабрики к энергосетям уже не подключают. Речь идет, например, о гостинично-туристических комплексах на Иссык-Куле, о производственных площадках. Понятно, что на фоне всего этого приход новых бизнесов тоже под вопросом.

- Кстати, о приходе новых бизнесов. Еще недавно первые лица страны говорили, что у "ворот" нашей экономики инвесторы чуть ли не толпятся. Но что-то никаких прорывов в этом направлении не наблюдается…

- Уходят, но не приходят. На самом деле у Кыргызстана есть возможность привлекать инвесторов. Но чтобы они пришли, нужны адекватные государственные институты, адекватная государственная политика. Но мы наблюдаем постоянные смены структуры власти. Министры, да и чиновники среднего, младшего уровня не всегда компетентны, соответственно государственная политика тоже не всегда отвечает требованиям инвесторов.

- Недавно вы заявили, что инвесторы отказываются от лицензий на месторождения из-за увеличения стоимости их удержания. А ведь это бюджетообразующая отрасль. Какая сейчас ситуация?

- Все по-прежнему. В октябре-ноябре прошлого года в кабмине проходили совещания по этим вопросам. Курирующим отрасль вице-премьером было дано протокольное поручение разработать проект поправок, направленных на снижение этих ставок – как минимум для уже действующих компаний. Второе поручение касалось изменения сроков вступления в силу повышения стоимости удержания лицензий. Прошло уже около трех месяцев, но постановление так и не разработано и не принято.

- Как считаете, зачем все это вообще делается? Да, официальная аргументация, что нужно пополнять бюджет, идти на непопулярные меры, но результат-то обратен - группы инвесторов уходят, и действующие компании задумываются о дальнейшей деятельности. Может быть есть еще скрытые мотивы? Очень похоже на монополизацию лицензий для их дальнейшего "точечного" распределения.

Просто понять бы логику - очевидно, что все эти действия кабмина приводят к ухудшению экономической ситуации в стране в целом!

- Да, как вы и сказали, официальная позиция такова, чтобы все лицензии работали, не удерживались. Мол, приходят новые инвесторы, а мы ничего не можем им предложить. Потому что все лицензии на руках. Да, вполне возможно, что после "изъятия" наиболее привлекательные лицензии будут переданы в госкомпанию. Тем более со стороны госаппарата делаются заявления, что у нас государство может все - и разведку на собственные средства вести, и разработку, и кадры есть, все есть, и государство – чуть ли не наиболее эффективный менеджер...

- А вы не согласны с таким позиционированием?

- Мировой опыт показывает, что подобными разработками занимаются, как правило, негосударственные инвесторы. Тем более, что наши госкомпании за редким исключением демонстрируют нерентабельность, неэффективность, зачастую профессиональную несостоятельность. Идут смены глав госпредприятий, работа сопровождается постоянными скандалами. В целом из всех государственных компаний приносят прибыль единицы. Например, ОАО "Аэропорт Манас", но он монополист, конкурентов у него нет. "Мегаком" приносит прибыль, ну и все, пожалуй. И, учитывая это, один вопрос – эффективности управления, другой вопрос - финансирования. Любая разведка, разработка, это огромные деньги. Например, в Джеруй вложено 350 млн $, Бозымчак около 400 млн$, Талды-Булак тоже примерно аналогичные цифры.

Возвращаясь к якобы неэффективному удержанию лицензий, есть государственное регулирование таких процессов. Каждый лицензиат ежегодно сдает отчет о выполненных работах, есть план горных работ, все процессы можно отслеживать. И в случае невыполнения уже могут применяться санкции. Вот это регулирование можно усилить. Но совершенно сумасшедшее, необоснованное завышение ставок платежей для всех лицензиатов, конечно же, не внушает доверия как потенциальным инвесторам, так и не радует уже действующих. Представляете, они работали 5, 10 лет, а теперь им за один момент нужно пересматривать, перестраивать всю финансовую модель своей деятельности.

Зачастую чиновники спрашивают, а что они уже несколько лет работают, и не могут разведать, не могут закончить разведку? Это говорит, опять же, о компетенции чиновников, принимающих решения. Они не учитывают, что только год-два нужно, чтобы получить разрешительные документы, получить и оформить земельный отвод, утвердить бюджет и получить его. Все это достаточно сложно. И только после этого начинается разведка, а уже потом – разработка.

- Ну и миллион наших локальных моментов в виде согласования с акимиатами, местными жителями, политические коллизии, смены руководств, несогласование со стороны государственных органов…

- Совершенно верно. Процессы очень сильно забюрократизированы. И это также демонстрирует ответственность или безответственность госполитики. Инвестор будет думать, если сейчас, вмиг, изменили условия, то что будет дальше, когда пойдет прибыль? И такое же отношение и к другим отраслям.

- Кабмином озвучены планы, что за счет повышения стоимости удержания лицензий будет увеличение поступлений в бюджет. Но эти же расходы компании закладывают в свой бюджет, соответственно, прибыль будет меньше, и, в конечном итоге, налогов буде выплачено меньше, так?

- Конечно так. Подобные расчеты строятся на краткосрочное мышление. Это все-равно, что сейчас всех кур зарезать, коров, съесть и не видеть в будущем никакого молока, никакого приплода. В случае успешного запуска этих предприятий могут быть многомиллионные, может быть миллиардные проекты, такие же отчисления в бюджет.

- Вы упомянули и про другие отрасли. Даже на примере пресловутого Кумтора, уж извините, он набил оскомину, но это один из самых ярких примеров. Там же колоссальный мультипликативный эффект, те же местные поставщики, задействованные местные жители, те же внутренние инвестиции сотрудников, которые развивают свой малый бизнес, но это же в конечном итоге все складывается в местные бюджеты и работает на развитие регионов, неужели этого не понимают?

- Видимо, нет.

- Шанс есть на изменение ситуации?

- Шанс всегда есть. Другой вопрос, воспользуются ли им. А так мы всегда надеемся на лучшее. По крайней мере стараемся предлагать пути решения. Если просто сложить руки, вообще ничего не сдвинется.

P.S. От редакции добавим лишь высказывание известного американского комика, журналиста прошлого века Уилла Роджерса: "Если вы внезапно очутились в яме, первое, что надо сделать - это перестать копать".

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД