И рыбку съесть, и… Как в Кыргызстане решили золото у инвесторов отнимать

Чудны дела твои, парламент Кыргызстана. Каждый раз думаешь – ну вот уже, все. Дно достигнуто! Но нет, народные избранники с завидным упорством продолжают его пробивать, открывая новые днищенские горизонты.

Даже не будем упоминать о совершенно хамском поведении некоторых власть имущих в Жогорку Кенеше на обсуждении внесения поправок в закон о недрах, а сосредоточимся на его сути.

А суть в том, что так называемые законописари решили не только войти в долю крупных золотодобывающих компаний, но и отбирать 30% прибыльного золота. Мы уже писали о депутате от фракции "Ата-Журт" Женишбеке Токторбаеве, который предложил пересмотреть соглашения по таким месторождениям, как Бозымчак, Иштамберди, Иштамберди Восточный, Чаарат, Чаарат Тулкубаш, Кичи Чаарат.

Видимо, его выступление было затравкой. После которого выдвинул на обсуждение свой законопроект нардеп Марлен Маматалиев. Называется он "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики "О недрах" и "О соглашениях о разделе продукции при недропользовании")".

И, забегая вперед, уточним, что главная его суть в том, чтобы во вновь открывающихся предприятиях по разработке крупных и средних золоторудных месторождениях у государства была доля не менее 30%. Также поправки призывают к тому, чтобы "при разделе продукции доля государства в прибыльной продукции должна составлять не менее 30 процентов".

Само стремление зайди долей в новые проекты, в принципе, не так уж и плохо и совершенно нормально перекликается с национальными интересами и международной практикой. Только вот то, как подобные манипуляции происходят в Кыргызстане, рассказывать не нужно. История "Кумтора" - который забрали в пользу государства у канадцев на основании экологического иска, а теперь этот же самый иск пытаются аннулировать – ярчайший пример.

Так что подобные обсуждения в парламенте, еще и такие яростные, должны заставить задуматься крупных инвесторов горнодобывающей промышленности Кыргызстана из Казахстана, Китая и России.

По словам профессора, заведующего кафедрой геодезии и маркшейдерского дела Кыргызского государственного университета геологии, горного дела и освоения природных ресурсов имени У. Асаналиева Ишенбая Чунуева, требуется очень тщательная инвентаризация порядка 20 нормативных правовых актов, которые имеют отношение к горнодобывающей промышленности.

"Многие из них противоречат друг другу. И, конечно, весьма показательно, что горнодобывающая отрасль у нас бюджетообразующая, а соответствующего кодекса – нет. Как нет и министерства. Сейчас действует департамент, но зарплаты там сильно урезали, специалисты попросту убегают. Конечно, огорчает, что и в парламенте нет профессиональных горнодобытчиков, инженеров, представителей крупных предприятий", - признается Чунуев.

Эксперт напоминает, что в конце января этого года был издан указ президента о 100%-й доле в новых горнодобывающих предприятиях или долевом участии.

"Это значит, что государство должно вкладываться, и выкладываться по полной в рамках тех обязательств, которые оно на себя берет. При этом каждый проект нужно рассматривать с позиции экономической выгоды, экологии, конечно же. Оценивать и свои ресурсы, и потенциал месторождений. А вот так наобум говорить, что будет столько-то процентов, думаю, не стоит. Но мне кажется, что в любом случае государство будет привлекать инвесторов. Без инвестиций ничего не получится. Тем более, что такие мероприятия, как геологоразведочные работы – рисковое дело и большая нагрузка на бюджет. И к тому же сразу не сразу дает отдачу. Повторюсь, по каждому проекту нужно делать точные, здравые расчеты", - говорит Ишенбай Карыбаевич.

Наш собеседник отмечает, что и в указе президента, и в других его заявлениях ни слова не говорилось о том, что государство войдет в действующие проекты. И об этом нужно помнить депутатам, которые делают весьма смелые заявления по поводу действующих проектов.

"Подобные заявления делаются, скорее всего, для сомнительного зарабатывания политических очков, а страдать будет регион, вся страна. Вообще мы должны поддерживать горнодобытчиков, помогать им. И договариваться обо всем еще на этапе разведки, начала разработки, а не когда уже все запущено, отлажено и работает. Например, раньше в лицензионных соглашениях четко было прописано, что нет фабрик, поэтому руду будут вывозить на обогащение за рубеж. Но потом депутаты вышли и начали кричать, призывать запретить вывоз. Ребят, ну так создайте условия, а не ставьте препятствия! Открывайте те же самые обогатительные, перерабатывающие фабрики, в чем проблема?", - задает риторический вопрос эксперт.

И, резюмируя, предупреждает, что такие политические встряски, необдуманные и провокационные заявления, конечно же, поставят под большой вопрос приход в Кыргызстан новых серьезных инвесторов.

P.S. Забавно, но в справке-обосновании к своему законопроекту Маматалиев утверждает, что внесение поправок никаких финансовых последствий, т.е. расходов, за собой не понесет. Получается, что, вступая в долю в новых предприятиях, государство вообще ничего не планирует в них вкладывать?..

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД