Кто такие граждане Кыргызстана и где их место?

994  0

Обычно такие люди остаются в тени – их нехайповое мнение не расходится по медиа-лентам и социальным сетям, за комментариями к ним редко звонят журналисты. Хотя именно группа этих людей должна определять путь движения и развития государства. Ну или, хотя бы, его основные тенденции.

На круглый стол на тему "Демократический социализм – Евразийский выбор" пригласили философа Анвара Бугазова, сценариста, прозаика Таланта Джумабаева, философа Джамбы Джусубалиеву, философов Султана Турсуналиева и Улука Уракунова, исследователя кыргызских традиций Бахтияра Эркимбаева, профессора, педагога Гульжигита Сооронкулова, историка Тынчболота Джуманалиева, профессора Анэса Зарифьяна, политолога Дениса Бердакова. Организовали встречу создатели программы "Лезвие Оккама" Эмиль Джумабаев и Фуркат Турсунов. Выбивался из этого списка парламентарий и председатель партии "Биримдик" Марат Аманкулов, но он играл одну из ключевых ролей в этом мероприятии.

Как он ранее в эксклюзивном комментарии заявил TUZ.KG, именно "Демократический социализм – Евразийский выбор" - позиционирование партии новой партии "Биримдик", строительством которой он занимается.

Забегая вперед отметим, что обсуждение на круглом столе было построено не вокруг партии или предстоящих выборов, но вокруг идеи, которая может лечь в основу идеологии Кыргызстана. Более того, каждый из участников пришел "не подготовленный", как это часто бывает на "идеологических" или "политических" мероприятиях – мнения высказывались кардинально разные, порой категорически противоречащие друг другу. Произошел даже небольшой инцидент – Джамбы Джусубалиева, заявленная как философ, отметила, что не была готова к тому, что на мероприятии будет политик, и обсуждаемая тема связана с партией, идущей на выборы, и отказалась от выступления.

Хотя, подчеркнем еще раз, речь шла не о партии, и не о выборах, а о пути, по которому может или должен пойти Кыргызстан, чтобы добиться своего качественного развития.

Почему к обсуждению пригласили именно этих людей? На этот вопрос в своем приветственном слове ответил соорганизатор, философ Эмиль Джумабаев. По его словам, работа над идеей, направлении развития в республике традиционно начинается не с того – с периферии, и уходит в центр. А нужно начинать работу с элиты.

"Чем хороша история, тем что она непредсказуема. Когда 29 лет назад исчез СССР, нам казалось, что наступила другая эпоха, другие правила игры, что победа западного капитализма необратима. И мы в меру своих сил привыкали. Но, как оказалось, за все эти годы мы многое попробовали, при этом есть наверное в любой стране и культуре неуничтожимое ядро, фундамент. Перемены происходят на уровне повседневной жизни, а ядро все-равно диктует скрытые императивы обществу, стране, каждому человеку. И спустя 30 лет после распада СССР, исходя из того, что происходит и произошло в мире, все же нам ближе социализм. За эти 30 лет тоже многое произошло, изменились мы, сознание, и социализм не может быть в советской форме, поэтому новый социализм может быть демократическим, социализм 21 века, учитывающий сложность 21 века, учитывающий качество человеческого ресурса, материала. Второе крыло, это евразийство. Нам кажется, что евразийский социализм это наиболее адекватная форма нашей жизни, возможного развития. Потому что мы уподобляемся слепому человеку, который ничего не видит. Нам надо прекратить быть слепыми, выбрать свой путь", - заявил он.

Молодой философ Улук Уракунов подчеркнул, что тема евразийства очень сложная и парадоксальная. И при этом не стоит ее путать с "пророссийским" направлением. Потому что история России и евразийство – не одно и то же.

В свою очередь историк Тынчболот Джуманалиев сделал печальный вывод, что кыргызы очень долго проводили в изоляции.

"А когда нам дали инструменты демократии, мы не умели ими пользоваться. Представьте себе, что примерно с 13-14 веков кыргызы жили в изоляции, замкнутом мире, самодостаточном хозяйстве. Мы даже не могли наладить отношения с соседними населениями, у нас не получался диалог. Если они (соседи – ред) не соглашались, мы должны были наступать, происходил бардак. Поэтому у нас с идеологией никак. Потом раз, мы оказались в составе Российской Империи. Опять нас загнали в рамки. И опять мы не можем что-то делать, потом Советский союз, и когда он развалился, мы не знали, как этим инструментом пользоваться, этой демократией. Механизма демократического общества у нас до сих пор нет", - констатировал историк.

В рамках круглого стола было отмечено, что, к сожалению, пока что наше общество не преодолело ни родоплеменные устои, ни регионализм.

На некоторые замечания Эмиль Джумабаев сделал ремарку, что не нужно путать евразийство с русским миром. А что касается демократического социализма, его еще нет – его нужно создавать.

Журналист, сценарист Талант Джумабаев считает, что евразийскому варианту развития в Кыргызстане альтернативы нет.

"С учетом состояния мира, к чему он идет - разделение мира на экономически полезные зоны, мы должны быть к этому готовы хотя бы теоретически, идеологически, и определиться, с кем мы и что. Как показывает история и менталитет, альтернативы нет", отметил он.

Философ Анвар Бугазов задался вопросом, что значит евразийство. "Это констатация нашего географического положения? Евразийство то, что по крайней мере мне пришло в голову на протяжении последних лет, я думаю, здесь более актуален политологический смысл, это определенная модель развития, определенная схема достижения целей", - отметил он.

Бахтияр Эркимбаев подчеркнул, что евразийство, демократический социализм не универсальны, и их нужно наполнить смыслом, проанализировать, соотнести с нашим менталитетом.

"Эта идеология могла бы быть и государственной", - предположил он.

Политолог Денис Бердаков отметил, что на этой "элитарной" встрече эксперты, философы обсудили очень конкретные вопросы, важные для всех партий Кыргызстана. А именно, какие есть запросы у населения от депутатов, что с точки зрения экономики, политики, культуры, внешней политики важны избирателю.

"При этом партия чётко обозначила свой курс как демократический социализм в условиях конкретного географического положения и торгово-экономических реалий. И это правильно. Партии должны артикулировать свои программы, чётко прорабатывать то, чем они будет заниматься в новом созыве и какими ценностями и видением будет определяться их поведение", - заявил политолог.

Выше мы писали о том, что произошел небольшой инцидент с философом Джамбы Джусубалиевой, которая сочла для себя неприемлемым участие в такой "философской" беседе с участием политика, кандидата в следующий созыв парламента. Неожиданно Марат Аскерович ответил достаточно резко – обычно политики стараются быть с экспертами, скажем так, помягче. Но тут Аманкулов сказал, что говорится, не в бровь, а в глаз.

Председатель партии "Демократический социализм – Евразийский выбор. Биримдик" напомнил, что это мероприятие – как раз для того, чтобы те, кто считают себя интеллектуальной элитой подсказали, направили не какую-то конкретную партию, а государство в целом – на наиболее подходящий, успешный путь развития.

"Мы же просим вашей помощи, вашего совета! Интеллигенция же все-время обижается, что мы ее не спрашиваем. Так подскажите нам!" - призвал он. Также он подчеркнул, что сегодня мы только притронулись к этой теме.

"Но главное, мы начали диалог, который будем продолжать. Мы получили огромное количество информации, и есть о чем подумать", - заключил Аманкулов.

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД