Кемпир-Абадское водохранилище. Кто и как воспользуется ситуацией?

6412  0

Не успели кыргызстанцы выдохнуть после кыргызско-таджикского конфликта, как нарисовалось новое опасное направление - раздел Кемпир-Абадского водохранилища между Кыргызстаном и Узбекистаном.

Ранее президент Садыр Жапаров на своем аккаунте в Facebook заявил, что соглашение по Кемпир-Абаду - выигрышное.

"В целом на нашу сторону отошло почти 99 процентов спорных земель. "Кемпир-Абад" раньше полностью контролировался узбекской стороной, но сейчас мы достигли договоренности о том, что создадим СП с долей 50/50 и будем совместно управлять плотиной. Мы понизили уровень воды с 908 горизонтов до 900 горизонтов. При этом 1246 га земли с берега озера освобождаются и переходят к нам. Наши люди, живущие там, всегда будут использовать эту землю для сельского хозяйства", - написал президент.

Он также отметил, что граждане могут принять с радостью и другие новости о приграничных районах. А вот претензии, по мнению Жапарова, предъявлять не за что.

"Мы не отдали ни сантиметра. Через сто лет история подтвердит, что наша работа, наше решение было во благо нашего государства. Мы не предатели, отдавшие Каркыру и Торт-Кочен", - написал Садыр Нуркожоевич и недвусмысленно предупредил тех, кто наводит смуту вокруг обсуждения этого вопроса.

Правда, все это не убедило представителей НПО и гражданских активистов, которые сегодня вышли на мирную акцию "REакция - 5". Участники акции подписали петицию с требованием отменить передачу Кемпир-Абада и прекратить политические репрессии против своих оппонентов.

Отметим, что буквально 22 октября 2022 года создан комитет в поддержку Кемпир-Абадского водохранилища. В него вошли активисты, политики и депутаты парламента. А уже 23 октября начались массовые задержания. По последним данным, на 48 часов задержаны Кенешбек Дуйшебаев, Эрлан Бекчороев, Айданбек Акматов, Асия Сасыкбаева, Рита Карасартова, Атай Бейшенбек, Клара Сооронкулова, Азимбек Бекназаров, Айбек Бузурманкулов, Жениш Молдокматов, Бектур Асанов, Нурлан Асанбаев, Гульнара Джурабаева, Равшан Джеенбеков, Таалай Мадеминов, Улугбек Маматаев, Перизат Суранова, Чингиз Капар, Али Шабдан уулу, Талант Эшалиев, Кубанычбек Кадыров и экс-депутат парламента Канат Исаев.

Вряд ли, конечно, Узбекистан пойдет, как Таджикистан, на какое-то силовое решение этого конфликта - с большей вероятностью можно утверждать, что Мирзиёев будет просто ждать, когда Кыргызстан разрешит свои внутренние конфликтные ситуации и будет готов обсуждать вопрос в дипломатическом, правовом поле.

Другое дело, что ситуацией могут воспользоваться оппозиционные группы, всерьез потесненные тандемом Жапарова и Ташиева. Момент могут использовать и группировки, добивающиеся эскалации конфликта на кыргызско-таджикской границе.

А тут стоит не забывать, что три комитета ЖК КР в трех чтениях в закрытом режиме одобрили законопроект, позволяющий "в особых случаях" выдавать оружие жителям приграничных районов Баткенской и Ошской областей. Чем это чревато, объяснять не нужно.

К слову, обозначенное выше заявление Садыра Нуркожоевича в социальных сетях было сделано ровно два года спустя, когда после протестных акций, когда участники митингов под руководством Камчыбека Ташиева освободили из изолятора Садыра Жапарова и отвезли его на центральную площадь. С чего, по сути, и начался путь его президентства...

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД