Вертолетная афера: как МЧС хотело "наколоть" партнера почти на 50 млн сомов

Пока что в это сложно поверить, но, возможно, суды Кыргызстана, как и обещал Садыр Жапаров, все же начали принимать решения по закону, а не по звонку из Белого и других "домов".

Так, суды уже двух инстанций оставили ГП "Авиационное предприятие" при МЧС КР с носом – иск госпредприятия к зарубежной компании Al Amyal Aviation Services FZE о взыскании "задолженности" в размере почти 50 млн сомов Первомайский суд Бишкека не удовлетворил с пометкой "не может быть и речи о взыскании".

Бишкекский городской суд решение Первомайского районного суда оставил в силе без малейших возражений.

А исходя из материалов дела, нужно быть полнейшим глупцом, чтобы продолжать отстаивать правоту ГП "Авиационное предприятие" при МЧС КР. Ну или чиновником, который пытается не просто срубить на зарубежном партнере почти полмиллиона долларов, а еще и прикрыть преступления, совершенные своими коллегами. Пусть даже и бывшими.

Редакция TUZ.KG уже неоднократно писала об этой истории. Напомним ее детали, в т.ч. новые, "вскрывшиеся" из решения Первомайского суда Бишкека, которое редакции предоставили источники.

ГП "Авиационное предприятие" при МЧС КР передало в аренду зарубежной инвестиционной компании Al Amyal Aviation Services FZE вертолет – предполагалось сотрудничество не на день и не на месяц, а на несколько лет.

Сначала все было хорошо. Вертолет исправно летал, госпредприятие получало приличные деньги. Собственно, на тот момент вся работа ГП "Авиационное предприятие" при МЧС КР и сводилась к сдаче в аренду этого единственного вертолета. За 2 тысячи 200 долларов, между прочим, за летный час – порядка 150 тысяч долларов в месяц!

Техника есть техника, и в какой-то момент произошла поломка двигателя этого вертолета. По договору отвечать за техническую исправность должно было госпредприятие. Но на это у него не оказалось ни другого двигателя, ни средств.

В связи с чем руководство ГП обратилось к Al Amyal Aviation Services FZE, попросив в аренду двигатель. Договорились. Al Amyal, как и прежде, платил за арену вертолета 2200$ за летный час, ГП "Авиационное предприятие" платило за арену двигателя этого самого вертолета 400$ в месяц.

Инвестор продолжал пользоваться вертолетом, госпредприятие не лишилось дохода, продолжая получать в свою казну средства. За минусом аренды двигателя, конечно же.

Но если Al Amyal аренду вертолета оплачивала исправно, то перевод денег от ГП за аренду двигателя прекратился. Но и на этом проблемы для зарубежных партнеров только начались.

"Прилетело", что называется, откуда не ждали. В сотрудничество вмешались доблестные депутаты Жогорку Кенеша, которых возмутило, что единственный в республике вертолет работает "на чужих дядь". И потребовали забрать у арендаторов технику.

Нардепам было совершенно плевать, что есть договор – с обязанностями и ответственностью сторон, и уж точно они не взяли в расчет, что на деньги от аренды жили все сотрудники "Авиационного предприятия" - простые инженеры, техники, летчики…

Что ж поделаешь. Депутаты Жогорку Кенеша у нас за принятые решения редко несут ответственность. А за сказанное и "подуманное", или недодуманное – и вовсе не несут.

Но самое интересное началось дальше!

Вертолет, по велению жогоркукенешовцев, забрали. А двигатель, находившийся в аренде у ГП при МЧС, как и деньги за его аренду, отдавать не торопились. Вернее – вовсе отказывались. На тот момент долг госпредприятия составлял уже порядка 150 тысяч долларов. На все возмущения зарубежного партнера МЧС… подает в суд на компанию Al Amyal Aviation.

МЧС в лице юристов госпредприятия потребовало от Al Amyal Aviation выплатить аренду за вертолет за то время, когда транспортное средство у арендатора забрали. Более того, от зарубежных партнеров требовали оплатить "представительские расходы" – за услуги юриста, который представляет ГП в судах, и зарплату экипажу. Ну и судебные издержки соответственно. Оплачивать аренду двигателя и, что важно, возвращать его Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики опять же не собиралось.

Что самое важное, из-за всех этих разбирательств, другие четыре вертолета компании АРЕСТОВАНЫ!

Судебные разбирательства между ГП "Авиационное предприятие" при МЧС КР и Al Amyal Aviation тянутся уже не первый год. При этом есть крайне важный момент, который сводит на нет все притязания госпредприятия.

ГП "Авиационное предприятие" при МЧС КР требует от Al Amyal Aviation плату за то время, когда вертолет был… в распоряжении самого госпредприятия.

По данным ГП "Кыргызаэронавигация" при Минтрансе КР, которые были затребованы в рамках судебных разбирательств, в период с 18 января 2012 по 1 июня 2013 года вертолет МИ-8 эксплуатировался ГП "Авиационное предприятие" при МЧС КР на территории Кыргызской Республики. Тогда как согласно договора с Al Amyal Aviation аэропорт базирования вертолета – в городе Бастион, Афганистан.

В нарушение договора с арендатором госпредприятие эксплуатировало вертолет, осуществляя служебные перевозки грузов, пассажиров, аварийно-спасательные работы, контрольно-испытательные полеты и т.п.

Все это подтверждается счетами-фактурами, оплаченными ГП "Авиационное предприятие" за услуги ГП "Кыргызаэронавигация".

Опровергнуть эти факты госпредприятие при МЧС не смогло…

Как и то, что согласно аудиту Счетной палаты и по данным налоговой инспекции, у Al Amyal Aviation нет задолженности перед ГП "Авиационное предприятие".

Шокирует, что несмотря на доказательства, факты, законы и элементарную логику, на протяжении шести лет суды защищали ГП "Авиационное предприятие" при МЧС КР. Возможно это объяснялось тем, что на момент этой без преувеличения аферы, когда чиновники решили наколоть зарубежного партнера почти на полмиллиона долларов, Министерством чрезвычайных ситуаций руководил Кубатбек Боронов. До недавнего времени имевший связи на самой-самой властной верхушке.

Сейчас Боронов уже вряд ли сможет влиять на ход этого дела – как бы сам не сел. Да и судьи, хочется верить, начали все же принимать решения, повторимся, в соответствии с законом и здравым смыслом. Правда, новое руководство госпредприятия в лице и.о. директора Уразалиева не просто решило поддержать "предшественников", новый госслужащий попытался заработать на разнице курсов, пересчитав сумму иска по курсу не 2012 года, как это было изначально, а по курсу октября 2020 года, увеличив сумму иска почти в 10 млн сомов. Такой вот революционно-маркетинговый ход.

Но, возможно, если дело дойдет до Верховного суда, и его судейская коллегия не дрогнет под натиском лоббистов замешанных в этом мчсовцев, вся эта история скоро закончится. И МЧС КР в лице ГП "Авиационное предприятие" должно будет исполнить решение суда, в котором говорится: Исковое заявление ГП "Авиационное предприятие" при МЧС КР о взыскании задолженности в размере 47 988 908 сомов оставить без удовлетворения. Взыскать с госпредприятия в доход государства госпошлину в размере 294 944 сомов.

P.S. Станет ли эта история примером, что коррупционную, прогнившую систему сломать все же можно, и что судьи Кыргызстана действительно могут быть беспристрастными и смелыми?.. Должна стать! Ведь на кону – экономика республики и, без преувеличения, имидж президента Садыра Жапарова. Во время поездок в Москву и Нур-Султан он, отметим, встречался с бизнес-кругами, использовал единственно верный аргумент для привлечения инвестиций в страну – предоставление максимально прозрачных и комфортных условий для работы инвесторов и чуть ли не личную защиту главы государства. Завершившаяся по справедливости история с Al Amyal Aviation может стать своеобразной презентацией, что, действительно, новый президент держит свое слово, и обеспечивает в стране и институт ответственности, и настоящую, а не на словах, защиту инвесторов.

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД