Силовики разворошили коррупционное гнездо в аэропорту "Манас"

Накануне СМИ Кыргызстана сообщили о задержания 27 января бывшего президента дочки ОАО "Международного аэропорта "Манас" ЗАО "Компании Манас Менеджмент" Нурсултана Белекова.

Арест Белекова, по идее, должен стать лишь первым в череде громких "манасовских" задержаний. И какое бы ведомство ни возглавляло это следствие, оно столкнется с определенными сложностями - как минимум потому что разворошили коррупционное гнездо в аэропорту "Манас". За которым на протяжении долгого времени стояли самые высокопоставленные чины.

Некоторые источники отмечают, что в деле фигурируют Албек Ибраимов, Эмир Чукуев и другие руководители ОАО "Международный аэропорт "Манас", которые работали в этом стратегическом предприятии с 2016 по 2020 год.

Масла в огонь подливает своими собственными расследованиями и интернет-издание Respublica. Новую порцию фактов "республиканцы" выдали аккурат к задержанию Белекова.

Издание сообщает, то несмотря на попытки вмешательства в ход расследования самых разнообразных высокопоставленных бывших и нынешних чиновников – даже экс-генпрокурор Эльмурза Сатыбалдиев засветился в качестве ходатая за воров и контрабандистов, – дело пока замять не удалось и по нему даже начались первые посадки. Однако, пока посадили лишь стрелочника.

"Нурсултан Белеков перешел в "Манас Менеджмент" из ОАО "МАМ" в середине 2019-го и пробыл на должности президента этой компании всего около года. Он никогда не был ключевым игроком в аэропортовых схемах и лишь выполнял указания руководства. Тем более, что все схемы по неправомерному предоставлению скидок в ущерб госбюджету были налажены задолго до него. Вот только зря Белеков устроил свою сестру бухгалтером в бишкекское представительство турецкой компании GATA, через которую и выводились аэропортовые деньги, – сесть пришлось первым…

Настоящие организаторы аэропортовых афер сейчас дрожат от страха по углам в ожидании того, заговорит ли Белеков, оказавшись под стражей. Даст ли он расклад по организаторам и исполнителям? Расскажет ли, кто и сколько получал?

Ну, а мы тем временем продолжим публиковать результаты нашего собственного журналистского расследования, которые должны заинтересовать правоохранителей. Может быть, откровений от Белекова им и не понадобится.

Представительство турецкой компании GATA в Кыргызской Республике, куда арестованный экс-президент "Манас Менеджмента" пристроил свою родственницу, было зарегистрировано Министерством юстиции в апреле 2016 года и разместилось в аэропорту "Манас". Руководителем представительства значится некая Ксения Васильевна Барабаш (запомните эту фамилию, она нам еще понадобится).

СВЕДЕНИЯ МЮ о регистрации представительства компании GATA

В предыдущей статье мы уже писали о том, что организаторами всех схем с компанией GATA - и по ввозу турецкой контрабанды, и по хищению денег в аэропорту "Манас", и по махинациям с НДС - являются президент ЗАО "Транс Азия Экспресс" и член совета директоров "Манас Менеджмента" Эрик Акматов, а также бывший президент "Манас Менеджмента" и член совета директоров "Транс Азия Экспресс" Асан Токтосунов. Именно эти двое привели компанию GATA в Кыргызстан, именно они воплощали все незаконные схемы на месте и контролировали их, именно они вовлекли в незаконное предоставление скидок для компании GATA бывшее руководство АО "МАМ". И доказать это проще простого.

Все знают поговорку: "Кто платит, тот и заказывает музыку". В данном случае музыку заказывал директор "Транс Азия Экспресс" Эрик Акматов – именно он из кассы "Транс Азии" оплачивал десятки тысяч долларов расходов представительства компании GATA в нашей стране. Начиная с апреля 2016 года - с момента регистрации представительства GATA - Акматов финансировал фонд заработной платы представительства, авиабилеты… Получала от него деньги и непосредственно руководитель представительства компании GATA в КР Ксения Барабаш.

ФОТО 2 страниц отчета "Транс Азия Экспресс" о расходах по компании GATA

Но Токтосунов с Акматовым, конечно, совсем не альтруисты. Все понесенные расходы они скрупулезно учитывали во взаиморасчетах с компанией GATA и ее владельцем Вугаром Аббасовым - в отчетах фигурируют миллионы долларов! Однако эти миллионы отражались лишь в "черной бухгалтерии" компании, никаких налогов в бюджет страны с этих доходов Акматов и Токтосунов не платили.

ФОТО актов сверок взаиморасчетов "Транс Азия Экспресс" - GATA за 2016 и 2017 годы

Из материалов уголовного дела №082-17-1117: "В ЗАО "Транс Азия Экспресс" (а в последующем – и в ОсОО "Транс Азия Экспресс Плюс"), параллельно с бухгалтерским учетом, была разработана и с 2012 года последовательно ведется внутренняя система производственного учета и финансовой отчетности. Данные этого параллельного учета значительно отличаются от данных, отраженных в регистрах бухгалтерского учета, и именно этот параллельный (а не бухгалтерский) учет отражает реальные доходы, расходы и результаты финансово-хозяйственной деятельности указанных предприятий. Из общего фонда оплаты труда ЗАО "Транс Азия Экспресс" 35,94% были выданы в "конвертах" и сокрыты от налогообложения. Налог на прибыль был выплачен лишь с 17,8% от всей полученной прибыли, тогда как 82,2% прибыли были сокрыты от налогообложения", - это если говорить научным языком. А если по-простому – в указанных компаниях Токтосунов и Акматов вели "двойную бухгалтерию" - один пишем, пять в уме…

Конечной целью всех описанных афер являлась лишь жажда личного обогащения в ущерб государству. Деньги из "Манас Менеджмента" и аэропорта "Манас" напрямую или через компанию GATA выводились в ЗАО "Транс Азия Экспресс", а из "Транс Азии" они прямо перетекали в карман Акматова с Токтосуновым, что умудрились отследить ревизоры, привлеченные ГКНБ для проверки изъятых документов:

"Президент ЗАО "Транс Азия Экспресс" Акматов Э.Б. регулярно получал в кассе крупные суммы денежных средств. За Акматовым Э.Б. перед ЗАО "Транс Азия Экспресс" числится задолженность по состоянию на 28.02.2017 года – в сумме 433 129 долларов США. Член Совета директоров ЗАО "Транс Азия Экспресс" Токтосунов Асан Иосифович из кассы ЗАО "Транс Азия Экспресс" через Акматова Э.Б. получил 154 000 долларов США и 233 000 сом. При этом указанное движение денежных средств и отмеченная задолженность в бухгалтерском учете предприятия не отражены", - пишет издание.

Respublica в ближайшие дни продолжит публиковать подробности этого нашумевшего дела. И выражает надежду, что руководство управления внутренних дел на транспорте не ограничится наказанием второстепенных лиц. Важно привлечь к ответственности организаторов, а не стрелочников, именно они должны возместить тот многомилионный ущерб, который причинен государству. Для этого имеются и законные, и моральные основания.

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД