По вине депутатов ЖК КР Кыргызстан может потерять миллиарды долларов

Совершенно обычная практика в Кыргызстане – под конец рабочего года депутаты Жогорку Кенеша или не глядя, или под шумок принимают крайне важные законопроекты, поправки, которые потом оказываются серьезное влияние на жизнь общества, государства.

Так это происходит и сейчас. Парламентарии во втором чтении приняли законопроект, который лишит бюджет миллиардов долларов уже в этом году, заберет работу у тысяч кыргызстанцев, оставит их семьи без средств к проживанию, разрушит налаженную годами инфраструктуру, которая также обеспечивала тысячи граждан, вызовет отток инвесторов из страны.

Мы уже писали об этой инициативе, теперь свое отношение к поправкам выразил и Международный деловой совет – организация, на мнение которой ориентируются авторитетные структуры, инвестиционные аналитики и за рубежом.

Речь идет о возможном повышении налога на доходы горнодобывающих предприятий Кыргызской Республики.

Так, 11 июня 2020 года Жогорку Кенеш КР принял во втором чтении законопроект, направленный на повышение налога на доходы золотодобывающих предприятий на 7% по каждой позиции ставки налога, то есть устанавливающий ставку в размере от 8 до 27 % от выручки (!) в зависимости от цены на золото.

В заявлении МДС дается толкование и самих поправок и разъяснение, что за ними последует.

При текущей цене на золото (1727 долл. США за тройскую унцию) ставка составит 18% от выручки, не учитывая расходы на добычу (себестоимость продукции), другие налоги и платежи. Кроме того, предполагается установление единой ставки роялти (5%) как для крупных, так и для мелких месторождений золота.

"Бизнес-сообщество с сожалением восприняло возможное принятие этой инициативы и считает необходимым в очередной раз кратко изложить свое мнение по этому вопросу.

Горная добыча – технологически сложная и затратная отрасль, которая требует специализированного профессионального подхода. Даже при действующем налоговом режиме и ценах на металлы крупнейшим компаниям потребуется от 10 до 20 и более лет для того, чтобы только окупить сотни миллионов долларов, инвестированных в экономику страны, не говоря уже о получении прибыли. И это без учета поправки на инфляцию, колебаний на рынке сырья, политических и социальных рисков.

По данным исследования международный компании Ernst&Young (2018), золотодобывающие компании Кыргызстана платят по меньшей мере 20 видов налогов, неналоговых и иных обязательных платежей на территории страны. Общая налоговая нагрузка на отрасль в КР, по разным подсчетам, составляет от 20 до 30% к выручке, что является самой высокой нагрузкой по сравнению с другими отраслями и с аналогичными показателями других стран.

Любое существенное повышение налогового бремени в этой отрасли неминуемо ведет к сокращению инвестиций в развитие, рабочих мест, расходов на оплату труда и добровольных выплат. Это также ведет к изменениям в технологии добычи и неэффективному использованию минерально-сырьевой базы. По отдельным проектам производство может стать и вовсе нерентабельным, что может привести к приостановке или прекращению производственной деятельности в самых отдаленных горных районах страны.

Но самое главное – это отпугнет большинство потенциальных инвесторов в отрасль, которая может действительно стать двигателем роста других приоритетных секторов экономики нашей страны – энергетики, сельского хозяйства и многих других.

В погоне за миллионами сомов дополнительных платежей в бюджет в этому году страна может потерять миллиарды долларов (!) в виде сокращенных инвестиционных проектов и не поступивших инвестиций в будущие годы.

Особое сожаление вызывает тот факт, что ведомства, ответственные за долгосрочное экономическое развитие, – Министерство экономики и Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования показали поверхностный подход к горнодобывающей промышленности, отсутствие принципиальной позиции (позиция правительства по ставке налога поменялась с 3% до 7%) и долгосрочного видения развития экономики и реального сектора страны.

Такой упор министерств экономического профиля на пополнение бюджета любыми путями оставляет бизнес практически беззащитным перед государственным аппаратом, а дальнейшие долгосрочные инвестиции в страну – сомнительными.

В условиях самого серьезного экономического кризиса XXI века, вызванного глобальной пандемией, страны по всему миру стараются максимально снизить налоговое бремя и помочь бизнесу и людям выжить. В это время крупный бизнес нашей страны ощущает на себе беспрецедентное повышение налогового бремени, многомиллионные доначисления налогов в самых разных отраслях экономики и неясные перспективы на будущее.

Практика развитых стран мира показывает, что для успешного развития нужно обеспечить невмешательство государства в экономику, конкурентно низкие налоги и эффективные государственные институты. Бизнес-сообщество не утрачивает надежды увидеть реальные изменения по этим ключевым направлениям.

Выражаем надежду, что правительство и парламент страны все-таки возьмут за основу долгосрочный подход к развитию Кыргызстана и поддержат бизнес-сообщество и тысячи его работников в это сложное время.

От редакции напомним, что ранее отечественный экономист Асылбек Аюпов на вопрос TUZ.KG, не останемся ли мы без инвесторов, Асылбек Аюпов рассмеялся, сказав, что их и так уже практически нет.

Новых нет. А те, что есть, со временем уйдут. Останемся на бобах. Если так дальше будем продолжать, перспектив никаких не будет. Со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями. Нужно создавать условия для инвесторов. Нестабильная обстановка влияет на инвесторов, которые привыкли работать в цивилизованных условиях. Не работает закон об инвестициях. Должны быть предсказуемые условия для ведения бизнеса, -

подчеркнул эксперт.

Конечно, забавная позиция как правительства, так и парламента. Еще в начале года премьер-министр Абылгазиев неоднократно подчеркивал, что делает ставку на развитие горнодобывающего сектора и мультипликативный эффект от этого. Да и не стоит забывать про программу развития регионов, на которую делает ставку уже президент Сооронбай Жээнбеков.

А эти поправки, по сути, поставят крест и на планах Абылгазиева, и на проекте Жээнбекова.

Справочно:

1) Одной из основных причин повышения налога инициаторы законопроекта называют необходимость стимулирования переработки концентратов драгметаллов внутри страны. Однако, по сообщениям экспертов и по данным исследований, строительство таких фабрик на территории страны (1) нерентабельно для разрабатываемых в настоящее время месторождений и (2) создает существенные риски для экологии горных регионов (тяжелая металлургия), несопоставимые с выгодой от добавленной стоимости.

2) Показатели себестоимости производства на отдельных золотодобывающих предприятиях, приведенные Госкомитетом промышленности, энергетики и недропользования на слушаниях в Жогорку Кенеше КР, основаны на устаревших данных ТЭО, поданных на самых начальных стадиях работы предприятий.

3) Подробная информация и объяснение технических, финансово-экономических деталей приведены на сайте МДС:

а также в отчете по итогам специального исследования горнодобывающей отрасли, проведенного в 2018 году Ernst&Young:

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД