В Кыргызстане хотят ввести президентскую форму правления?

На общественное обсуждение с 1 апреля 2020 года выносится проект Закона Кыргызской Республики " О назначении референдума по определению государственного устройства Кыргызской Республики (всенародного голосования) "Проект закона Кыргызской Республики О назначении референдума по определению государственного устройства Кыргызской Республики (всенародного голосования)". Сам проект и справка-обоснование размещены на сайте Жогорку Кенеша КР. Инициатор - депутат парламента

В целях свободного выражения воли народа Кыргызстана, который является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 74 Конституции Кыргызской Республики и частями 1, 2 и 4 статьи 12 конституционного Закона Кыргызской Республики "О референдуме Кыргызской Республики", Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принимает настоящий Закон.

Статья 1.

Назначить референдум (всенародное голосование) на всей территории Кыргызской Республики на воскресенье, 4 октября 2020 года.

Статья 2.

Утвердить следующую формулировку вопроса, включаемого в бюллетень для голосования: "Какую форму государственного управления Кыргызской Республики Вы поддерживаете?

- Парламентская Да Нет

- Президентская Да Нет

(поставьте соответствующий знак в квадрате ответа выбранного Вами)

Статья 3.

1. Правительству Кыргызской Республики по предложению Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики:

1) решить вопросы организационного, материального и финансового обеспечения референдума, а также иные вопросы, вытекающие из настоящего Закона;

2) обеспечить в период подготовки и проведения референдума общественный порядок, соблюдение Конституции и законов Кыргызской Республики.

2. Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления обеспечить организованное проведение референдума, контроль за соблюдением законодательства, систематически информировать общественность о ходе его подготовки и проведения.

Статья 4.

Настоящий Закон вступает в силу с 3 июля 2020 года.

Настоящий Закон опубликовать в официальных средствах массовой информации.

Президент Кыргызской Республики

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ

к проекту Закона Кыргызской Республики "О назначении референдума по определению государственного устройства Кыргызской Республики (всенародного голосования)"

Кыргызстан, став независимым и самостоятельным, при проведении референдума предлагал ряд готовых вариантов государственного устройства.

Проект Закона Кыргызской Республики "О назначении референдума по определению государственного устройства Кыргызской Республики (всенародное голосование)" разработан в целях создания условий для определение народом государственного устройства.

Каждое государство при проведении согласованной и качественной работы требует от государственной власти четкой организации. Форма государства должна отвечать на ряд вопросов, на основании каких принципов и каким было территориальное устройство государственной власти, как формировались высшие органы власти, их взаимодействие и какие методы используют при связях с гражданами. Если форма государства не будет соответствовать своему содержанию, то негативно отразится на дальнейшем развитии государства.

Поэтому, мы, всенародно избранные депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, на референдуме (всенародном голосовании) должны спросить у народа Кыргызстана, являющегося носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике: "Какую форму государственного управления Кыргызской Республики Вы поддерживаете?"

Имеются 2 основные формы управления республикой - Президентская республика или Парламентская республика – свой выбор граждане должны определить прямо на референдуме.

Как известно, перечисленные формы государственного управления имеют ряд положительных и отрицательных сторон.

Парламентская республика - разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме управления Правительство формируется из депутатов партий, получивших большинство голосов в парламенте. Основные недостатки – быстрая сменяемость Правительства, политическая нестабильность, ухудшение дисциплины парламентских фракций, в свою очередь приводит к нарушениям принципов партийной ответственности.

Президентская республика – государство, в котором президент имеет огромные полномочия. Президент избирается народом на основе прямых выборов. Он регулирует отношения между государственными ветвями власти, формирует Правительство и сам руководит им, вносит проекты законов в законодательный орган, является Главнокомандующим Вооруженных Сил, от имени государства выходит на международную арену.

Особенностью Президентской республики является стабильность и эффективность, поскольку, президент обладая большими полномочиями, определяет государственную политику. Основной недостаток – концентрация власти в руках одного человека, не правильное ее использование, во многих случаях, злоупотребление властью, приводит к превращению в суперпрезидентскую республику.

В соответствие с информацией опубликованной на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики 6 декабря 2019 года очередные выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики возможно будут назначены на 4 октября 2020 года.

В этой связи, руководствуясь частями 1, 2 и 4 статьи 12 Закона Кыргызской Республики "О референдуме Кыргызской Республики", предлагается проектом закона назначить референдум (всенародное голосование) на 4 октября 2020 года. Поскольку, практиковалось уже проведение двух выборов в один день (в 2016 году в один день были проведены выборы в 405 местные кенеши вместе с референдумом), по основным мероприятиям по организации подготовки и проведению выборов и их финансовому обеспечению будет экономия средств (принятие проекта закона потребует дополнительные средства из республиканского бюджета лишь для изготовления избирательных бюллетеней).

Вместе с тем, проведение вместе с очередными выборами депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики референдума создаст предпосылки политическим партиям, участвующим в парламентских выборах, подробнее выразить свое мнение при выборе той или иной формы государственного управления и, самое основное, обеспечит наблюдение при проведении референдума на высоком уровне.

В соответствие с частью 4 статьи 12 Закона Кыргызской Республики "О референдуме Кыргызской Республики", Законом о назначении референдума определяется дата проведения референдума и формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум, при этом дата проведения референдума может быть назначена на любой выходной день не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу закона о назначении референдума.

В этой связи и на основании части 2 статьи 30 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", статьей 4 проекта закона предусмотрено вступление в силу Закона с 3 июля 2020 года.

Принятие настоящего проекта закона не приведет к социальным, экономическим, правовым, правозащитным, гендерным, экологическим, коррупционным последствиям.

Указанный проект в соответствие со статьей 19 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" не требует проведения анализа регулятивного воздействия, так как не направлен на регулирование предпринимательской деятельности.

Для обеспечения общественного обсуждения и реализации статьи 22 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", данный проект закона был размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (www. kenesh. kg).

Депутат Жогорку Кенеша

Кыргызской Республики К.Зулушев

Предложения и замечания пресс-служба ЖК КР просит сообщать по телефону: (0312) 63-85-96

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД