Проблема как никогда актуальна. И несмотря на заявления властей о том, что «контроль ведется», опасность проникновения радикальных настроений в молодежные массы остается
О роли «Исламского Государства» в современнейшей истории, пожалуй, говорить не стоит. Новостные ленты всех мировых агентств пестрят сообщениями, связанными с теми или иными проявлениями агрессии со стороны ячеек этой организации. Страны по отдельности или в рамках совместных проектов стараются бороться с этими моментами и предотвращать распространение идеологии ИГ. Даже, смеем предположить, «предшественница» «Исламского Государства» «Аль-Каеда» не удостаивалась такого внимания…
И именно в контексте с «ИГ» возник вопрос о необходимости жесткого контроля за религиозным воспитанием населения. Конечно же, немаловажную роль в этом играет государство, и, вместе с тем, исламский клерикализм. В нашей стране этим занимается Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК).
Для справки: на юге страны, в Оше, 58 мечетей, 12 молитвенных домов, 4 медресе для мужчин и 3 для женщин. Естественно, за деятельностью этих религиозных учреждений ведётся контроль. Так как в них проводятся образовательные курсы для населения по основам ислама, есть вероятность того, что на курсах, возможно, ведётся также и распространение экстремистских идеологий со стороны вербовщиков различных организаций, таких как «Хизб ут Тахрир», признанной террористической. Существует и вероятность того, что и сами имамы, ранее завербованные, ведут пропаганду. К слову отметим, что приведенное количество религиозных заведений – только по официальным, т.с., зафиксированным данным.
При этом, как заверили в социальном отделе мэрии Оша по религиозным вопросам, деятельность всех религиозных учреждений контролируется властью. Ежегодно для имамов проводятся курсы, аттестация. В комиссию по этим вопросам входят все правоохранительные органы, мэрия, ДУМК. Помимо этого, весь образовательный процесс по исламоведению согласовывается с вышеперечисленными органами власти.
Тем не менее опасность всё же есть - вербовщики ведут пропаганду среди несовершеннолетней молодёжи. Не так давно сотрудники Ошского ГУВД и мэрии говорили о том, что готовы предложить президенту страны запретить посещать мечети лицам, не достигших 18 лет, так как решение о выборе или не выборе религии человек принимать должен сам, а не родители. В Конституции Кыргызстана во второй главе статье 32 написано:
«1. Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания.
2. Каждый имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.
3. Каждый вправе свободно выбирать и иметь религиозные и иные убеждения.
4. Никто не может быть принужден к выражению своих религиозных и иных убеждений или отказу от них».
К сожалению, официально предложение президенту, как известно, не зафиксировано. И вопрос повис в воздухе.
А ведь уже известны случаи, когда детей забирают из светских образовательных учреждений или вовсе запрещают учиться – это касается, в первую очередь, девочек. Кого-то исходя из национальной ментальности готовят к семейной жизни с ранних лет, кто-то ведет детей за собой в религию, которая не всегда соотносится с «официальными» течениями.
При этом необходимо понимать, что на сегодняшний день распространение религиозного экстремизма, радикализма перешло в значительной степени из мечетей в сетевое распространение. Нередко организации «базируются» буквально на домах, и фиксировать или контролировать их порой практически невозможно.
Так что вопрос по-прежнему актуален. И власть в этом отношении должна проявить очень жесткую позицию.