
Страшная трагедия, когда дети становятся сиротами - неважно, при живых родителях, или ушедших из жизни. И не менее ужасно, когда права сирот ущемляются, когда они не получают положенных льгот и выплат от государства.
Так произошло и с некоторыми воспитанниками детских домов в Чуйской области, где в 2025 году сотрудники института Акыйкатчы провели мониторинг детских. Проверяли условия проживания и соблюдение прав детей. По итогам были выявлены нарушения, по которым даны рекомендации по их устранению.
В ходе проверки выявили следующую ситуацию - девочка "М.Б." 2008 года рождения после смерти родителей с 2017 года живет с сестрой в детском доме Чуйской области. В 2015 году она прошла медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК). Комиссия установила ей инвалидность, назначила пособие и предписала наблюдаться у психиатра и обучаться по инклюзивной программе.
Однако после перевода в детский дом в 2017 году выплату пособия приостановили, так как девочка не прошла повторное освидетельствование МСЭК.
С тех пор, на протяжении восьми лет, не предпринималось никаких мер по повторному прохождению ею комиссии. Омбудсмен Джамиля Джаманбаева направила письма в Генеральную прокуратуру и Министерство труда, социального обеспечения и миграции с просьбой усилить контроль за соблюдением прав одной из уязвимых категорий населения - детей-сирот, и взыскать невыплаченные пособия.
По итогам разбирательства минтруда приняло дисциплинарные меры к сотрудникам, ответственным за допущенное нарушение, а пособие девочке с инвалидностью восстановили с 2017 года до 1 мая 2026 года. Всего на ее депозитный счет будет переведено 518 тысяч сомов.
Акыйкатчы напоминает, что в соответствии со статьей 17 Кодекса "О детях" обеспечение прав и интересов детей осуществляют органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления.
От редакции TUZ.KG:
Правовой порядок подтверждения инвалидности в Кыргызстане - отдельная история, требующая разбирательства и обсуждения на самом высоком уровне. Так как гражданам с неизлечимыми и "непроходящими" заболеваниями - такими, как шизофрения, другие тяжелые состояния, ампутированные конечности - даже им приходится доказывать, что руки-ноги не отросли, психика безвозвратно "сломана", и что они по-прежнему остаются инвалидами. Для многих категорий граждан прохождение необходимых процедур - натуральное хождение по мукам. И не всегда логически обоснованное. Ну, допустим, зачем для подтверждения инвалидности человеку с шизофренией необходимо прохождение лора или флюорографии? Как это влияет на текущий статус?
Ну а что касается сирот и их прав, можно утверждать, что таких, как эта девочка, чьи права отстояла омбудсмен - сотни, если не тысячи. Яркий пример - общественный деятель, выпускник детского дома Игорь Беляев, который поделился в социальных сетях историей о том, что в свое время ему не подсказали, а сам он и не владел информацией о том, что ему положены от государства квадратные метры. У Беляева по выходу из госучреждения - ни квартиры, ни комнаты в общежитии.
Тоже повод для отдельного расследования по таким фактам - может быть даже для сотрудников ГКНБ КР. Там нарушения могут обнаружиться гораздо серьезнее, чем в рамках деятельности "интернет-развратников".