Кыргызстан ищет пути интеграции в мировую торговлю

3691  0

Новые грани сотрудничества с Китаем и странами ЕАЭС, развитие цифрового суверенитета, строительство нового логистического хаба - об этих событиях и их значении для рынка в нашем обзоре новостей логистики за июль-август 2025.

Аэропорт станет хабом

На базе международного аэропорта "Манас" планируют построить мультимодальный логистический и e-commerce хаб. Реализовывать проект будут три государственные компании - "Аэропорты Кыргызстана", "Кыргыз почтасы" и "Таможенная инфраструктура". Логистический хаб объединит складские и таможенные услуги с цифровыми сервисами. Соглашение о сотрудничестве по реализации проекта рассчитано до 2040 года.

"Проект только инициирован - сформирована рабочая группа для подготовки бизнес-плана и дорожной карты. Его окончание, судя по соглашению, планируется лишь к 2040 году. С одной стороны, это действительно масштабный проект, требующий обстоятельного подхода и изучения лучших мировых практик. С другой стороны, Кыргызстану нужны такие объекты существенно быстрее - именно сейчас идет формирование новых логистических связей в мире. Страна без выхода к морю и без прямого сообщения с ключевыми партнерами, такими как Россия, нуждается и в других более оперативных решениях", - считает Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной "Биржи грузоперевозок ATI.SU".

$3 млрд разделят по-соседски

Кыргызстан и Казахстан заключили пакет соглашений, направленных на углубление двустороннего экономического сотрудничества. Подписание документов состоялось в рамках официального визита президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева в Кыргызскую Республику. Ключевым документом стала дорожная карта по увеличению объема товарооборота до $3 млрд к 2030 году. Кроме того, подписан Меморандум о строительстве оптово-распределительного центра вблизи города Алматы. Проект позволит создать современную логистическую инфраструктуру для выхода кыргызских производителей на рынки Казахстана и третьих стран.

"Товарооборот между странами в первом квартале 2025 года увеличился на 43,5% и достиг почти $100 млн. Экспорт и импорт растут сопоставимыми темпами, но структура торговли неравномерна: на импорт казахстанских товаров в Кыргызстан приходится 80% взаимной торговли. И это вполне объяснимо: экономика Казахстана в 20 раз больше экономики КР. За 2024 год двусторонний товарооборот составил $350,9 млн, это на 8,4% превышает показатели 2023 года. Однако, несмотря на планомерное укреплении торговых отношений между странами увеличить товарооборот в 10 раз за 5 лет - это очень амбициозные планы. На практике такие объемы экономического сотрудничества сейчас у Кыргызстана с Россией: товарооборот между КР и РФ в 2024 году достиг почти $4 млрд", - комментирует Эмирлан Бейилбаев.

Цифровой суверенитет в ЕАЭС

На берегу озера Иссык-Куль в селе Бостери завершился VII Кыргызско-Российский экономический форум. Мероприятие объединило более 1000 представителей государственных органов, бизнеса, институтов развития и экспертного сообщества из Киргизии, России и стран ЕАЭС. Итогом стало подписание 29 соглашений в ключевых секторах экономики на $270 млн. Особое внимание на форуме уделили формированию трансграничного пространства доверия и формированию цифрового суверенитета.

"Цифровой суверенитет предполагает, что страны-участницы ЕАЭС совместно контролируют киберпространство, информационные технологии и данные - и формируют собственные правила игры в цифровом мире. Для этого необходимы единые стандарты в организации сотрудничества и логистики - локализация цифровых промышленных и логистических решений, внедрение электронного документооборота и цифровых подписей, автоматизация и стандартизация таможенных процедур. Например, в этому году началось внедрение системы электронного документооборота во всех таможенных органах КР, что позволит оптимизировать оформление грузов благодаря облачной электронной подписи", - отметил Эмирлан Бейилбаев.

Китай как окно в мир

В августе в китайском Кашгаре (регион Синьцзян) прошла 15-я международная ярмарка "Кашгар – Центральная и Южная Азия". Мероприятие собрало более 700 компаний из 35 стран мира. Кыргызстан на форуме представила делегация во главе с заместителем генерального директора "Кыргыз почтасы" Уулжан Масияновой. Состоялись встречи с зарубежными партнерами, где обсуждались перспективы развития трансграничной торговли, логистической инфраструктуры, электронной коммерции и экспортного потенциала кыргызской продукции.

"Кашгар - основной логистический хаб на Великом шелковом пути, и сегодня он приобретает новое значение как торговый мост между Китаем и Центральной Азией. Для Кыргызстана это важный транспортный узел. Так, в июле начались мультимодальные грузоперевозки из китайского порта Шидао в Центральную Азию: груз, прибывший в порт Шидао, отправился автотранспортом в Цзяожоу, затем - в Кашгар и по железной дороге в Кыргызстан. Развитие мультимодальных грузоперевозок выгодно для Кыргызстана, не имеющего выхода к морю. Это единственный шанс полноценно встраиваться в глобальные логистические маршруты", - говорит Эмирлан Бейилбаев.

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД