В 2024 году он вырос на 8,7% и достиг 36,5 млрд сом. Крупнейшие операторы модернизируют сетевую инфраструктуру, расширяют покрытие мобильной связи и интернета, а также готовятся к коммерческому внедрению 5G. Такие выводы сделаны в рамках исследования компании Nexign и агентства TelecomDaily.
Так, за последние пять лет рынок связи Кыргызстана увеличился на 70% - с 21,6 млрд сом в 2020 году до 36,5 млрд сом в 2024 году. Устойчивый рост рынка на протяжении последних лет обусловлен увеличением числа пользователей мобильной связи и интернета. На конец 2024 года в стране зарегистрировано 7,8 млн абонентов сотовой связи и 7,1 млн пользователей интернета - при численности населения 7,28 млн человек.
В 2024 году рынок связи Кыргызстана увеличился на 8,7% в сравнении с 2023 годом и достиг 36,5 млрд сом. Наибольшую выручку в сегменте телекоммуникаций обеспечили услуги передачи данных и телематические сервисы, а также мобильная связь. Операторы продолжают развивать инфраструктуру для сетей 4G и готовятся к внедрению сетей пятого поколения. С 2022 года в стране проводятся тестовые испытания 5G, однако технология еще не запущена. Аукцион по распределению частот предполагалось провести в октябре 2024 года, но он не состоялся.
В целом, развитие 5G будет способствовать дальнейшему росту бизнеса операторов. Эта тенденция общая для всех стран в регионе.
В 2025-2027 годах рынок будет расти в среднем на 10,4% - это выше, чем в большинстве стран СНГ, где ожидается рост на 4-6% ежегодно. По прогнозам Nexign и TelecomDaily, в 2027 году рынок связи Кыргызстана достигнет 49 млрд сом.
- Операторы Кыргызстана работают над расширением покрытия и улучшением качества связи в разных частях страны, - описывает ситуацию представитель Nexign Сергей Карпов. - Потенциал увеличения абонентской базы ограничен - проникновение услуг связи и интернета уже довольно высокое, - и компаниям важно удерживать текущих клиентов, формировать более привлекательные предложения в сравнении с конкурентами, в том числе для молодого поколения, растущего в условиях диджитализации. Поэтому участники рынка ищут возможности для консолидации абонентов, запуска конвергентных услуг связи и экосистемных предложений, внедряют цифровые сервисы, разрабатывают собственные платежные системы.