Развитие экономики Кыргызстана требует от логистов современных IT-решений

Рост экономики стимулирует логистику - грузоперевозки растут как внутри страны, так и на международных направлениях. Как воспользоваться возможностями для роста бизнеса, не увеличивая штат сотрудников, рассказывает Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства международной "Биржи грузоперевозок ATI.SU"

Валовой внутренний продукт Кыргызстана в 2024 году превысил 1,5 трлн сомов - и это на 9% больше, чем в 2023 годом. В первом квартале 2025 года экономика бьет новые рекорды: ВВП увеличился на 13,1% в годовом выражении. Экономический рост связывают с производства практически во всех отраслях.

По итогам 2024 года Кыргызстан занял первое место по темпам экономического развития в ЕАЭС. По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), показатели роста ВВП республики более чем в два раза выше, чем в среднем по интеграционному объединению. Ожидается, что в ближайшие 2-3 года КР сохранит свое лидерство. Азиатский банк реконструкции и развития по итогам 2025 года ожидает рост экономики республики на 8,5%, в 2026 году - на 8,6%.

По оценкам ЕЭК, Кыргызстан добился еще более впечатляющих показателей в привлечении инвестиций в основной капитал предприятий и организаций. В 2024 году объем капиталовложений увеличился на 52,1%, в то время как средний показатель по ЕАЭС составил лишь 8,2%.

Кроме того, Кыргызстан также занял ведущие позиции в ЕАЭС по росту объема розничной торговли в 2024 году: оборот вырос на 14,6%, что практически вдвое превышает средний уровень стран-участниц, который составил 7,6%.

Новые проекты и инвестиции

Экономический подъем во многом связан с ростом промышленности и реализацией крупных инвестпроектов. Так, за первый квартал 2025 года промышленное производство выросло на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Реализуются крупные проекты, которые придадут новый импульс развитию промышленности. Например, ведется строительство Камбар-Атинской ГЭС-1 мощностью 1860 МВт и среднегодовой выработкой 5,6 млрд кВт/ч, которая обеспечит страну стабильным электроснабжением. Финансирование проекта обеспечат, в основном, зарубежные инвесторы. Росатом готов приступить к проектированию малой атомной электростанции. Также в КР запланировано строительство нескольких десятков малых гидроэлектростанций для энергообеспечения удаленных населенных пунктов.

Рост промышленного производства и экономики в целом стимулирует развитие логистики и транспортной инфраструктуры. В республике расширяется дорожная сеть. Сейчас реализуют 14 проектов в сфере строительства автодорог и транспорта общей стоимостью около $1 млрд с привлечением средств международных партнеров. В 2025 году планируется построить 1 тыс. км дорог, что на 25% больше предыдущего года.

Растет рынок грузоперевозок. Так, в январе-апреле 2025 года перевозка грузов всеми видами транспорта увеличилась на 14,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Автомобильные грузоперевозки выросли на 12,6%, железнодорожные - на 26%.

Высокую динамику роста показывают международные грузоперевозки. В первом квартале 2025 года, по данным "Биржи ATI.SU", спрос на доставку грузов автомобильным транспортом в Кыргызстан из других стран вырос более чем в 2 раза. Пик спроса на экспортные перевозки (из КР в другие страны) наблюдался в 2024 году, но положительная динамика сохраняется - плюс 7% в первом квартале в годовом выражении.

Однако экономический рост сопровождается увеличением инфляции, отмечают в АБР. Этому способствуют три фактора: увеличение потребительского спроса, рост тарифов и возможное ослабление сома. Прогнозируемая инфляция составит 6% в 2025 году и 7,8% в 2026 году. По мнению аналитиков, одним из способов остановить рост цен станет стабилизация логистики.

Как развивать бизнес на растущем рынке

Перед компаниями, работающими на рынке грузоперевозок, открываются новые возможности: спрос растет, а значит, есть возможность увеличивать объемы бизнеса. Может показаться, что для этого необходимы значительные инвестиции. Однако это не всегда так. Ресурсы на расширение бизнеса можно найти за счет внутренней оптимизации.

Так, мы исследовали работу транспортно-экспедиционных компаний и выявили несколько процессов, которые можно легко автоматизировать. Это в свою очередь высвобождает время сотрудников - они могут выполнять больше задач за тот же период. Таким образом, для расширения бизнеса не понадобится увеличивать штат. Расскажу, как это работает.

Большую часть рабочего времени логисты работают с запросами от грузоотправителей. Весь процесс можно разделить на пять основных операций: обработка поступающих заявок, уточнение деталей, размещение сведений о грузоперевозках в различных сервисах по поиску исполнителей, подбор грузоперевозчика и конкретизация условий.

Первые три операции - обработка заявок, уточнение деталей и размещение заказа в сервисах - считаются рутинными и занимают в среднем пять минут. Кажется, что это незначительное время. Однако это не так. В среднем один логист ежедневно закрывает три заявки. Для этого ему необходимо обработать минимум 12-14 предложений от грузоотправителей. Обычно в экспедиторской компании работает четыре логиста.

Нехитрый расчет показывает, что только на эти задачи они тратят 4,6 часа в день, то есть, более половины рабочего дня одного сотрудника.

Для размещения заявок на разных платформах по поиску исполнителей тоже есть инструменты автоматизации. Например, сервис копирования грузов. Он позволяет дублировать информацию о грузе за 3 секунды, что существенно быстрее, чем 5 минут, требуемых для ручного переноса. Логисты, использующие эту функцию, удвоили количество закрываемых заявок в день.

Две заключительные задачи - выбор грузоперевозчика и уточнение условий доставки считаются более творческими. Необходимо убедиться, что исполнитель соответствует требованиям безопасности, имеет возможности для перевозки конкретного груза, подходит по условиям оплаты. Однако и эти процессы можно автоматизировать, сэкономив еще порядка 25 минут на каждой сделке. Таким образом, автоматизация рутинных задач логистического отдела позволит или сократить одного логиста или увеличить количество обрабатываемых заявок, а значит и прибыль организации.

Автоматизация процессов позволяет также избежать традиционных проблем ручных методов, таких как затянутые телефонные переговоры, пропущенные запросы, дублирование данных и ошибки. Сотрудники работают быстрее и эффективнее - это позволяет нарастить объемы грузоперевозок без расширения штата.

Конечно, при необходимости расширить автопарк без инвестиций не обойтись. Но автоматизация, например, позволяет более эффективно загружать транспорт. Так, используя сервисы для поиска грузов, можно выбирать те направления, которые более маржинальны в данный момент. А еще - загружать машину на обратный путь, избегая пустопорожнего прогона, или составлять сложные маршруты, выбирая наиболее выгодные грузы по пути следования.

На фоне роста экономики и логистической отрасли важно находить ресурсы внутри - и использовать их для развития бизнеса.

Комментарии
Полужирный [ctrl+b]
Курсив [ctrl+i]
Подчеркнутый [ctrl+u]
Изображение [ctrl+shift+1]
Цитата [ctrl+shift+3]
[BBcode]
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД