34-летняя Ирина Байбаева, как, наверное, каждый из нас собиралась жить долго, по возможности – счастливо, воспитывать сына и видеть, как он взрослеет, становится мужчиной, радоваться его успехам и достижениям. Родилась Ирина на юге республике, в Кара-Куле. Приехала после школы в столицу, где окончила университет по специальности "Финансы и кредит". Устроилась в ОАО "Национальные электрические станции", где проработала инженером II категории 10 лет. При этом, на забывая корни, постоянно навещала родителей на юге республики, любила путешествовать по стране, строила планы – выплатить ипотеку за квартиру в столице, увидеть и показать сыну другие страны, дать ему высшее образование…
Но планам этим сбыться уже не суждено.
13 декабря 2022 года Ирина вышла с ночной смены около семи утра. На служебной машине "Тойота Хайс" один из водителей – сотрудников НЭСК, предложил довезти ее до АЗС, куда, логично, ехал дозаправить служебную машину. От станции до дома Ирине было недалеко, и водитель об этом знал. Молодая женщина согласилась – коллеги и родные вспоминают, было очень холодно -22t.
Так происходило и раньше. Особенно такая практика по-доброму проявила себя во время пандемии, когда сотрудники "НЭСК" ну никак не могли работать дома, а с транспортом, как все помнят, тогда были проблемы. Этот же водитель и возил Ирину и ее коллег с работы и на работу. И до тех пор все обходилось без происшествий, но не в этот раз. Едва выехав на трассу, в "Тойоту Хайс" врезалась "Тойота Камри", выехавшая на красный свет. Но в результате ДТП машина "НЭСК" "Тойота Хайс" перевернулась. В "Камри" сработали подушки безопасности, и водитель, выехавший на красный свет, отделался легким испугом. Особо не пострадал и водитель "Тойоты Хайс". А вот Ирина…
Ирина вылетела через боковое окно, а "Хайс" - минивен, упал на маленькую хрупкую женщину.
"Скорая", спасатели МЧС, Ирину вытащили с трудом. Судя по травмам, все ее внутренние органы были буквально разорваны – об этом позже сказали медики родителям, которые примчались с юга республики спасать дочку. Оба водителя, напомним, целы и здоровы.
После аварии Ирина Байбаева в сознание так и не пришла, и, несмотря на все усилия медиков, скончалась 18 декабря. Не помогли не профессионализм врачей, ни молитвы родителей на чудо. Похоронили Ирину в Бишкеке – теперь серый памятник, окруженный вазонами с цветами – неизменный пункт паломничества родителей Ирины Байбаевой, как и ее сына.
Еще один адрес, который вынуждены посещать убитые горем страшной потери мать и отец молодой женщины – суды Бишкека. Здесь они пытаются доказать вину "НЭСК". Потому что по акту проведенной после аварии экспертизы гибель Ирины Абдырахмановны признана "производственной". Водитель машины, выехавший на красный свет, от ответственности не отказался – оплачивал и лечение, когда еще была надежда, и все компенсационные выплаты. Но родители настаивают на ответственности и "НЭСК" - машина, в которой ехала Ирина Байбаева, не была оборудована подушками безопасности.
Шесть миллионов сомов. Такую сумму компенсации выдвинули родители Ирины Байбаевой в адрес компании, где она проработала 10 лет, и в машине которой, по сути, и трагически погибла.
Наши читатели, как и родители Ирины Байбаевой, прекрасно понимают, что мы живем не в Америке или других странах, где лишь бы не нести репутационные потери, компании выплатили бы и большую сумму компенсации. Да и эта – названная родителями Байбаевой, не космическая. Но, видимо, в руководстве компании решили, что жизнь человека, сотрудника, отработавшего 10 лет на государственном предприятии – ничего не стоит.
Не будем вдаваться во все юридические нюансы и прения, возникающие в ходе судебных заседаний, отметим лишь одно – юристы ОАО "Национальная электрическая сеть Кыргызстана" или ОАО "НЭСК", пытаются оспорить тот самый акт, где гибель Ирины Байбаевой в результате ДТП на машине компании признана "производственной". И, по факту которого, компания должна нести ответственность и выплатить заявленную компенсацию. Родителям Ирины и ее сыну.
Более того, бывшие коллеги Ирины Байбаевой с дипломами юристов пытаются представить все так, что Байбаева чуть ли не сама виновата в своей смерти. Все, лишь бы не выплачивать компенсацию.
P.S. Вы не найдете в интернете ни одного официального релиза ОАО "НЭСК" с выражением соболезнований родным и близким Ирины Байбаевой по факту ее трагической гибели. Десятки релизов о том, что на Кыргызской фондовой бирже продано акций НЭСК на 10 миллиардов сомов, и что Министерство финансов КР потратит 37 миллиардов сомов на увеличение уставного капитала ОАО "Национальная электрическая сеть Кыргызстана" - это пожалуйста. О Ирине Байбаевой, произошедшем ДТП и ее страшной смерти – ни слова. Так сколько стоит, по мнению государственных служащих, руководства в лице директора Алтынбека Рысбекова и юристов ОАО "НЭСК" человеческая жизнь, жизнь их коллеги и сотрудника?..
Редакция готова к тому, что после этой публикации последуют опровержения со стороны юридического отдела и пресс-службы ОАО "НЭСК", и мы готовы их опубликовать. Это мы обязаны сделать по закону и ради того, чтобы как можно больше граждан узнали о трагедии, произошедшей с Ириной. Кстати, об этой истории стоит думать и говорить всем сотрудникам "НЭСК" - будет ли поддерживать вас или ваших близких компания, на которую вы работаете, если с вами не дай Бог что-нибудь случится на производстве?