Международная "Биржа грузоперевозок ATI.SU" подвела итоги года на рынке автомобильных грузоперевозок в Кыргызстане. В 2024 году существенно вырос спрос на доставку грузов из других стран в КР, при этом потребность бизнеса в экспортных перевозках закрепилась на прошлогоднем уровне.
Количество заявок на перевозки в Кыргызстан из других стран, размещенных на "Бирже ATI.SU", увеличилось на 37% в сравнении с 2023 годом. При этом рост спроса резко ускорился в четвертом квартале, когда количество заявок увеличилось на 105%.
В 2023 году также был зафиксирован существенный рост импортных грузоперевозок (+56%). Таким образом, тренд сохраняется, хотя и с некоторым замедлением. Несмотря на активность рынка, ставки на импортные перевозки перешли от роста к стагнации, оставшись на прошлогоднем уровне.
Из отдельных направлений по абсолютному количеству заявок лидирует Россия, показавшая довольно существенный прирост (+35%). Заметно прибавили также Беларусь и Казахстан. Любопытно, что растет спрос на доставку грузов из ряда европейских стран (Литвы, Польши, Нидерландов).
Что касается экспортных перевозок, то здесь наблюдается резкое замедление роста. По итогам 2024 года количество заявок на доставку грузов из Кыргызстана в другие страны увеличилось лишь на 6%, в то время как годом ранее рост составил 67%. При этом самым неудачным оказался четвертый квартал (-30% в годовом выражении). Но несмотря на стабилизацию рынка, ставки на экспортные перевозки за год подросли на 36%.
Россия продолжает лидировать по количеству заявок, но показала нулевой рост, как и соседний Казахстан. Наибольшую прибавку во многом обеспечила Беларусь (+115%). Правда, абсолютные цифры на этом направлении невелики.
Продолжает расти и количество заявок на внутренние перевозки - спрос вырос в два раза по итогам года. Однако важно учитывать эффект низкой базы. Местные компании, работающие на внутреннем рынке, начинают осваивать инструменты автоматизации логистики, но большинство до сих пор использует привычные формы взаимодействия между грузоотправителями и перевозчиками, такие как мессенджеры и телефон.
"В 2024 году мы увидели продолжение основных тенденций, которые обозначились годом ранее. После бурного роста в 2022 году, вызванного антироссийскими санкциями и перестройкой логистических процессов по всему СНГ, рынок автомобильных грузоперевозок перешел к более плавному развитию, - комментирует Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной "Биржи грузоперевозок ATI.SU". - Наиболее тревожный момент - замедление роста экспортных перевозок на традиционно наиболее активном российском направлении. Вероятно, это стало следствием новых санкций и мощного давления западных регуляторов, что осложнило проведение платежей. Несмотря на гибкий подход властей КР, банки страны вынуждены считаться с новыми ограничениями".