Драйвером развития международных перевозок становится государство, которое устраняет коррупционные механизмы и аккумулирует основные активы в своих руках. Это становится мощным фактором оздоровления логистической отрасли. Государство является заинтересованной стороной в развитии внешней торговли и конкуренции на рынке: чем выше товарооборот и количество успешных компаний - тем больше таможенных платежей и налогов в бюджете. На данном этапе развития страны активное участие государства - это наилучший вариант для наведения порядка в отрасли. О этом в беседе с TUZ.KG говорит Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства международной "Биржи грузоперевозок ATI.SU".
Что происходит
Госкомитет нацбезопасности поставил точку в процессе нейтрализации коррупционной деятельности, связанной с перевозкой грузов из Китая в страны Центральной Азии. Склады временного хранения на МТО "БИМИ Ош Сервис" и "Кант" (Юнилаб) отошли в ведомство госпредприятия "Таможенная инфраструктура". Устранение коррупционных схем на таможне способствует оздоровлению конкуренции на рынке международных перевозок, особенно в направлении Китая.
Однако государство не только наводит порядок в рамках действующей инфраструктуры, но и планирует ее расширять. Так, 1 марта 2024 года пункты пропуска "Торугарт-автодорожный" и "Иркештам-автодорожный", расположенные на кыргызско-китайской границе, работают в круглосуточном режиме без перерывов и выходных. На обоих КПП проводится реконструкция, благодаря которой их пропускная способность увеличится до 1000 автомашин в сутки. Все это, безусловно, необходимо для развития связей КР с одним из ведущих экономических партнеров.
Ожидается, что между КНР и КР появится еще один КПП - "Бедель", который свяжет Иссык-Кульскую область с Китаем. Сложность в том, что необходимо провести к перевалу автомобильную дорогу с высокой пропускной способностью с обеих сторон. Проект пока обсуждается на официальном уровне.
Роль автоматизации
Обновление и расширение физической инфраструктуры, конечно, важная задача. Но еще большее значение для отрасли имеют проекты автоматизации таможенных процессов и контроля. Так, на пунктах пропуска "Торугарт-автодорожный" и "Иркештам-автодорожный" реализуется проект "Санарип тамга". Его цель - организовать оперативный обмен с другими профильными госорганами предварительной информацией, предоставляемой участниками внешнеэкономической деятельности. Это позволит принимать решения о применении форм и видов контроля до прибытия товаров на пункт пропуска. В конечном счете на таможенных пунктах должен быть внедрен механизм "одного окна" и принцип "одна остановка" для экспортеров, импортеров и транзитных перевозчиков.
Автоматизация всех этапов логистической цепочки, включая таможенный контроль, одновременно решает множество задач. Во-первых, снимает нагрузку со всех участников процессов - как таможенных служащих, так и сотрудников компаний-грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков. У них остается больше времени на то, чтобы предоставлять действительно качественные услуги - а подтянуть уровень сервиса необходимо для бесшовной интеграции Кыргызстана в глобальные логистические маршруты. На прозрачном рынке, к которому, хочется верить, мы идем, решение о сотрудничестве с той или иной компанией принимается исходя из качества услуг, которые она может обеспечить.
Во-вторых, автоматизация процессов помогает грузовладельцам и перевозчикам сократить лишние издержки, увеличивая прибыльность бизнеса. Зачем делать вручную то, что давно умеют делать за человека системы. Например, искать надежных партнеров по заданным параметрам или подбирать наиболее выгодный груз.
В-третьих, автоматизация исключает человеческий фактор - риски случайных ошибок или намеренного обмана. Безопасность перевозок - еще один важный показатель зрелости рынка. Чтобы наращивать объемы внешней торговли и транзитных поставок, необходимо уделять внимание профилактике мошенничества.
Государство взяло курс на расширение логистической инфраструктуры для международных перевозок и повышение ее эффективности. Это значит, что и бизнесу нужно не отставать: быстро осваивать открывающиеся возможности и внедрять современные инструменты управления внутренними процессами. Все необходимое для этого есть в рамках отраслевых ИТ-платформ - экосистемы цифровых сервисов для организации логистики и взаимодействия с государственными органами.