В Кыргызстане за 9 месяцев 2023 года зафиксирован рост внешнеторгового оборота на 27% до $9,4 млрд. При этом экспорт вырос на на 46% до $1,85 млрд, а импорт увеличился на 23% до $7,5 млрд, сообщает Национальный статистический комитет. Также на 13% увеличился объем рынка перевозок грузов, составив 35,5 млрд сомов. Развитию логистики способствуют новые торговые партнеры, усиление роли Кыргызстана в глобальных транспортных маршрутах, рост электронной коммерции, а также развитие партнерских отношений в со странами Евразии.
Пакистан становится важным партнером
Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров принял министра иностранных дел Исламской Республики Пакистан Джалила Аббаса Джилани. Глава государства отметил, что Пакистан занимает важное место в системе международных и региональных отношений, и Кыргызстан заинтересован в развитии сотрудничества в двустороннем и многостороннем формате. По мнению Садыра Жапарова, есть возможности для увеличения объемов взаимной торговли между странами.
Пакистанская Национальная логистическая корпорация (National Logistics Corporation, NLC) планирует открыть представительство в Бишкеке. Гендиректор NLC Фаррух Шахзад Рао сообщил, что это будет способствовать развитию грузоперевозок между странами, а также позволит создать сеть транспортно-логистических центров с использованием современных технологий. В октябре в круглогодичном режиме заработал международный автомобильный транспортный коридор "Карачи - Кашгар - Бишкек", по которому уже отправлена первая товаров.
"Логистический коридор в пакистанский порт Карачи на Аравийском море позволит грузоотправителям Кыргызстана получить доступ к относительно недорогому морскому транспорту и выйти на мировые маршруты. Это выводит логистическую отрасль республики на качественно новый уровень, делая Кыргызстан важным элементом глобальной логистики. Развитие пакистанского направления способствует росту международной торговли и позволяет компаниям находить новые рынки", - считает Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной "Биржи грузоперевозок ATI.SU".
Государственно-частное партнерство позволит привлечь инвестиции
24 октября в Бишкеке состоялся круглый стол "Развитие региональных и трансграничных транспортных коридоров и энергетической инфраструктуры с использованием механизмов ГЧП", в котором принял участие Арзыбек Кожошев, министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). По его мнению, развитие современной транспортно-логистической инфраструктуры играет ключевую роль в создании новых производств, привлечении инвестиций и обеспечении мобильности в рамках Евразийского экономического союза. Известно, что ЕЭК рассматривает возможность создания механизма финансирования и развития основных транспортных проектов с целью развития транспортной инфраструктуры региона.
"Масштабные инфраструктурные проекты отличаются большой капиталоемкостью. Поэтому механизм государственно-частного партнерства - это один из распространенных инструментов для их финансирования в различных странах. ГЧП помогает привлекать инвестиции государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях для реализации важных для обеих сторон проектов", - комментирует Эмирлан Бейилбаев.
Кыргызстан претендует на центр логистики и E-Commerce Центральной Азии
На форуме по электронной коммерции E-Commerce EXPO 2023, который состоялся 22 октября в Бишкеке, обсудили возможность превращения Кыргызской Республики в центр логистики и электронной коммерции для стран Центральной Азии. Это может стать реальностью при условии развития инновационных центров логистики.
По словам замминистра экономики и коммерции КР Назарбека Малаева, ведомство активно работает над улучшением госрегулирования и созданием благоприятных условий для развития электронной коммерции в стране. По его мнению, e-commerce становится главным драйвером роста цифровой экономики КР. Рынок стремительно растет, в том числе благодаря активному участию международных компаний. Так, на маркетплейсе Вайлдберриз за 8 месяцев 2023 года зарегистрировано больше 5 тыс. поставщиков из Кыргызстана, их число приближается к 12 тыс. Всего за январь-август продано более 2,88 млн единиц товаров на сумму 2,8 млрд рублей (2,6 млрд сомов).
"Инфраструктура электронной коммерции включает в себя широкий спектр направлений, таких как доступ к интернету, надежная платежная система, электронные платформы для онлайн-торговли, логистическая инфраструктура для доставки товаров и защита данных. Развитие каждой из этих областей играет важную роль в развитии рынка e-commerce. А совершенствование логистической инфраструктуры - одно из важнейших условий для роста электронной коммерции", - сказал Эмирлан Бейилбаев.
Перевозки в Беларусь - без разрешений
Совет министров КР утвердил протокол, по которому все международные автоперевозки между Беларусью и Кыргызстаном будут выполняться без разрешений. Речь идет о грузах и нерегулярных перевозках пассажиров, говорится в постановления, опубликованного на Национальном правовом портале. МИД поручили направить уведомления о том, что Беларусь выполнила внутригосударственные процедуры для вступления в силу этого протокола. Документ о будущих изменениях официальный Минск и Бишкек подписали в июле этого года.
"Такой формат автоперевозок помогает сократить время и стоимость доставки грузов между Беларусью и Кыргызстаном, а также между КР и европейскими странами. Возможно, успешный первый опыт будет в дальнейшем масштабирован на другие международные направления. Например, целесообразно установить упрощенный режим пересечения границ с соседними центральноазиатскими республиками и Россией", - комментирует Эмирлан Бейилбаев.
Растет спрос на международные перевозки
По итогам третьего квартала 2023 года в Кыргызстане зафиксирован рост спроса на международные автогрузоперевозки, сообщила в октябре международная "Биржа грузоперевозок ATI.SU". Так, количество заявок на доставку грузов в Кыргызстан из других стран выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в два с лишним раза, в первую очередь за счет российского направления. Еще более впечатляющие темпы роста демонстрируют перевозки из Беларуси: число заявок выросло в четыре раза, хотя по абсолютным значениям они на порядок уступают перевозкам из РФ. Спрос на перевозки из Кыргызстана в другие страны вырос на 20% в годовом выражении и на 37% по сравнению с предыдущим кварталом.
"Замедление роста экспортных перевозок, о котором мы говорили по итогам второго квартала, оказалось временным. Вслед за спросом растут и цены на автомобильные грузоперевозки в Кыргызстан - в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они увеличились на 33%, а по сравнению со вторым кварталом 2023 года - на 16%. Импорт тоже стабильно увеличивается", - комментирует Эмирлан Бейилбаев.