Чем обернется для Кыргызстана "американская мечта"?
Автор материала - Бактыбек Саипбаев – системный аналитик в области геополитики, геоэкономики, геосоциологии и геоэкологии, сводится к объяснению того, что такое "мягкая сила", как она реализуется, какими инструментами пользуется и, по сути, какие угрозы несет суверенитету любого государства.
Часть 2
В любой гибридной войне её центральным ядром является информационная война, в рамках которой и действует "мягкая сила". Впервые термин "мягкая сила" (soft power) появился в 1990 году. Его ввёл в оборот профессор Гарвардского университета Джозеф Най в своей книге "Bound to Lead: The Changing Nature of American Power". Впоследствии, в 2004 году он развил данное понятие в своей книге "Soft Power: The Means to Success in World Politics" и в статье "Мягкая сила" и американо-европейские отношения".
Многие ученые указывали на то, что Джозеф Най не дал четкой формулировки, что же такое "мягкая сила", в чём её цели и задачи, каковы её ресурсы и инструментарий, не описал образцовый пример "мягкой силы" какого-либо государства.
В ответ Най возражал им, что, в принципе, не может существовать некая единая универсальная концепция "мягкой силы", так как каждое государство неповторимо, поскольку имеет свою уникальную историю, культуру и традицию. Поэтому у каждого государства будет свой индивидуальный набор ресурсов для формирования "мягкой силы", эффективность которой будет зависеть от исторического опыта этого государства в области внешней политики, от того, какие цели и задачи преследует государство, на кого хочет воздействовать своей "мягкой силой" это государство и т.д. и т.п.
Джозеф Най дал термину "мягкая сила" своё определение: "Мягкая сила" – это способность получать желаемые результаты в отношениях с другими государствами за счёт привлекательности собственной культуры, ценностей и внешней политики, а не принуждения или финансовых ресурсов". Еще одно популярное определение "мягкой силы" звучит так: "Мягкая сила" – это способность заставить своего партнёра хотеть того же, что и ты".
Третье определение термина "мягкая сила" Джозеф Най даёт в другой своей книге "Будущее власти": "Мягкая сила" – это способность влиять на другие государства с целью реализации собственных целей через сотрудничество в определённых сферах, направленное на убеждение и формирование положительного восприятия".
Кстати, некоторые конспирологически настроенные политики и общественные деятели России утверждают, что ещё в пятидесятые годы прошлого столетия основные цели и задачи американской "мягкой силы" были сформулированы руководителем ЦРУ Алленом Даллесом в так называемом "Плане Даллеса. Сутью этого плана – уничтожение СССР и моральное разложение советского народа. Обсуждение вопроса, реально ли существовал такой документ или это выдумка, не входит в задачи данной работы. Тем не менее, на мой взгляд, уместно вспомнить известную шутку: "План Даллеса не существует, но действует", ибо в каждой шутке есть доля правды.
Итак, согласно концепции Джозефа Ная "мягкая сила" государства состоит из трёх основных ресурсов: культуры, политических ценностей и внешней политики.
Говоря о ресурсах "мягкой силы" с точки зрения культуры Джозеф Най отмечал, что наиболее важны именно те компоненты культуры, которые привлекательны и притягательны для людей. При этом он четко разделял культуру на массовую культуру, популярную среди широких слоёв населения и на высокую культуру, предназначенную для элиты.
Такие компоненты высокой культуры, как классическая литература и поэзия, живопись и скульптура, классическая музыка, театры и музеи не предназначены для широкой аудитории. Но они могут быть успешно включены в стратегию "мягкой силы" для элит зарубежных стран. К тому же, не в каждой стране высокая культура достаточно развита в силу особенностей исторического развития, существования религиозных запретов или особых политических установок.
Напротив, массовая культура предназначена для самых широких кругов населения всего мира. Например, известный политолог Збигнев Бжезинский отмечал, что американская массовая культура, несмотря на её некоторую примитивность, чрезвычайно притягательна для простых людей, особенно для молодёжи всего мира, ввиду несложности своего содержания и доступности для понимания даже среди совершенно не образованных людей.
Переходя на рассмотрение ресурсов "мягкой силы" с точки зрения политических ценностей, Джозеф Най подчёркивал, что очень важно совпадение декларируемых государством ценностей с проведением им соответствующей внутренней политики. Иными словами, слова должны совпадать с делами. То есть в сущностном контексте концепции "мягкой силы" политическое лицемерие правительства может полностью дискредитировать государство. В своей статье "Мягкая сила и американская внешняя политика" Джозеф Най прямо указывает, что "проблемы с "мягкой силой" возникают тогда, когда мы не воплощаем в жизнь наши собственные идеалы".
Такой важный ресурс "мягкой силы", как внешняя политика может быть эффективной, если она является легитимной, когда она получает одобрение со стороны других государств – участников международных отношений через исторически сложившиеся международные институты дипломатии, финансов, торговли и других форм международного сотрудничества. Джозеф Най пишет: "Когда наша политика представляется в глазах мировой общественности легитимной, наша "мягкая сила" возрастает".
Он также указывает и на другие инструменты, использование которых делает "мягкую силу" государства более успешной: это публичная дипломатия; радио и телевидение; программы обменов школьниками, студентами, стажерами, аспирантами, учеными; содействие социальному и экономическому развитию различных стран, помощь в ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудничество между вооруженными силами и др.
Джозеф Най даёт такое определение публичной дипломатии: это "инструмент, который используют для мобилизации ресурсов с целью взаимодействия и привлечения в большей мере аудиторий зарубежных государств, чем их правительств". Публичная дипломатия работает через радио- и телевещание, через социальные сети интернета, через экспорт продуктов культуры, через проведение обменов школьниками и студентами, стажёрами и аспирантами, учёными и представителями искусства. При этом, он отмечает, что при реализации интернет – проектов публичной дипломатии нужно помнить, что во многих государствах, которые представляют для США стратегический интерес, подобные интернет –проекты в основном затрагивают именно элиты этих государств, так как широкие слои населения в развивающихся странах практически не имеют доступа к Интернету. Най также указывает, что публичная дипломатия – это именно инструмент внешней политики, а не панацея для решения имиджевых проблем государства.
Важно также отметить, что Джозеф Най считает, что одним из самых эффективных инструментов "мягкой силы" являются программы профессиональных и академических международных обменов. Так, в 2007 году, в докладе Центра по международным и стратегическим исследованиям, накануне президентских выборов, он призывал будущего президента США кардинально увеличить такие международные обмены, а также существенно расширить "Программу для визитов иностранных лидеров" (International Visitor Leadership Program) Государственного департамента США, которую прошли около 200 бывших и действующих лидеров иностранных государств.
Джозеф Най в своей статье "Становиться умнее, сочетая мягкую и жёсткую силу" утверждал, что США смогут сохранить свои лидирующие позиции на мировой арене, если Америка возобновит свои инвестиции в те общественные блага, в которых так нуждаются люди различных государств, (также как и их правительства) во всех уголках нашей планеты.
Он также подчёркивал, что "мягкая сила" любого государства будет максимально эффективной только в том случае, если в её основе лежит комплексная стратегия, которая включает в себя: "всесторонний и глубинный анализ международных отношений, в которой чётко определены зарубежные целевые аудитории, поставлены конкретные цели и выработаны соответствующие инструменты". Данная стратегия может быть реализована только в форме диалога с партнёрами. Эта комплексная стратегия должна содержать интересный культурный и политический месседж, а также привлекательную социально-экономическую модель.
Кроме того, Джозеф Най указывает на "критически важный элемент, без которого все усилия по продвижению собственной "мягкой силы" бесполезны – это нарратив, который должен красной нитью пронизывать внешнюю политику международного актора (участника). Под понятием "нарратив" понимается некий набор идей и представлений о мире и о происходящих событиях в этом мире, которые актор представляет мировому сообществу как наиболее верные (по его мнению) идеи и представления, и через которые он интерпретирует события в мире". В своей статье "Более умная супердержава" он утверждает, что в современном мире каждое государство, каждый участник международных отношений должен иметь свой собственный нарратив.
Далее, определив ресурсы для формирования "мягкой силы" и нарратив, важно также определить тех акторов, которые могли бы взять на вооружения инструменты "мягкой силы". Дело в том, что после окончания холодной войны и распада СССР, произошла глубинная трансформация системы международных отношений: на мировую арену вышли те акторы (участники), у которых ранее не было возможности влиять на международные отношения и ход мировой истории. Это, прежде всего, крупные транснациональные корпорации, авторитетные международные общественные организации, а также влиятельные международные и национальные научные центры.
По мнению Джозефа Ная, это связано с ростом экономической взаимозависимости государств, с усилением активности транснациональных корпораций, с подъёмом национализма в слабых государствах, с распространением технологий, с изменениями для государств политической повестки дня, с революцией в информационных процессах, а также с ростом коммуникаций в развивающихся государствах.
Вместе в тем, Джозеф Най не считает, что государства, как таковые, потеряли своё влияние в международных отношениях. Он по-прежнему отводит им лидирующую роль. Но отрицать растущее влияние и мощь негосударственных акторов тоже сложно. Поэтому он пишет: "Зависимость от информационных систем поддержки экономической и военной деятельности создаёт новые точки уязвимости для крупных государств, которыми могут воспользоваться негосударственные акторы".
Таким образом, по Наю можно утверждать, что государства уже не могут монопольно использовать "мягкую силу". Например, крупные деятели культуры, которые независимы от государства, могут вполне самостоятельно общаться с аудиториями зарубежных государств и их деятельность является важным компонентом "мягкой силы" государства. Конечно же, речь идёт только о представителях культуры свободных демократических государств, ибо в авторитарных и тоталитарных государствах свобода деятельности служителей культуры весьма ограничена. Но, с другой стороны, Най указывает, что публичная дипломатия всё ещё остаётся в сфере влияния государства.