Кыргызстан активизирует международную торговлю

ВВП вырастет благодаря торговле

В 2023-2024 годах реальных ВВП Кыргызстана будет расти на 7% в год, говорится в опубликованном в феврале докладе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Это один из самых высоких показателей в странах Центральной Азии и других государствах присутствия ЕБРР. Среди причин ускоренного роста эксперты называют высокие цены на нефть и газ, увеличение притока рабочей силы из-за релокации российского бизнеса и специалистов, рост объемов денежных переводов, а также расширение торговли через посредников. Так, вырос экспорт товаров из ЕС, Великобритании и США в Центральную Азию, откуда они в дальнейшем продаются в Россию. По данным ЕБРР, в Кыргызстане такая торговля составила 4–6% ВВП в 2022 году.

"Увеличение объема посреднической торговли привело к росту индустрии логистики, - говорит Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной "Биржи грузоперевозок ATI.SU". - Например, спрос на перевозки в Россию, по нашим данным, в прошлом году вырос в 2 раза. А по данным финтех-компании "Точка", Кыргызстан стал одним из ключевых поставщиков российских маркетплейсов. На долю товаров, ввезенных в РФ из КР в 2022 году, пришлось 11% продаж в e-commerce. В 2020 году этот показатель был всего 2%. Торговля с Россией и соседями по Центральной Азии в условиях международных ограничений - важная точка роста для логистической отрасли страны".

Короткая дорогая в Россию

В Правительстве Кыргызстана обсуждают возможность создания южного транспортного коридора в Россию. Он пройдет из южных областей республики в Узбекистан, Туркменистан к Каспийскому морю и далее из порта Туркменбаши в Астрахань. Новый маршрут прорабатывают Министерство экономики и Министерство транспорта КР совместно с транспортными компаниями страны. Он позволит оптимизировать доставку грузов из КР в РФ и обратно, и соответственно, нарастить объемы взаимной торговли.

"Сейчас грузы в Россию идут через Казахстан. Фуры часто вынуждены простаивать на границе, иногда срок ожидания в очереди достигает нескольких дней, - комментирует Эмирлан Бейилбаев. - С увеличением грузооборота проблема только усугубилась. Это увеличивает сроки и стоимость перевозки. Новый маршрут станет не только наиболее коротким путем в Россию, но и позволит решить давнюю проблему недостаточной мощности пропускных пунктов между Казахстаном и Кыргызстаном".

Активация отношений с Китаем

Кыргызстан и Китай договорились возобновить реализацию ранее подписанных договоров и соглашений - они были приостановлены из-за пандемии коронавируса. Например, к июню 2023 года обе страны должны завершить полевые исследования и разработку технико-экономического обоснования строительства железной дороги "Китай – Кыргызстан – Узбекистан". Китайские партнеры заинтересованы в увеличении объемов поставок сельхозпродукции из Кыргызстана.

"Наращивание импорта продуктов питания - перспективное направление для увеличения экспорта в Китай. Пока основой внешнеторговых отношений двух стран является импорт китайских товаров в КР. Так, за 11 месяцев 2022 г. торговый оборот между двумя государствами составил $3 млрд 678 млн, из них импорт - $3 млрд 626 млн, экспорт - всего $52 млн", - отмечает Эмирлан Бейилбаев.

"Зеленый коридор" с Узбекистаном

Торгово-промышленные палаты Кыргызстана и Узбекистана обсудили открытие "зеленого коридора" для скоропортящихся продуктов на пропускном пункте "Достук". К обсуждению привлекли представителей бизнеса двух стран. Кроме этого, говорили о необходимости введения электронных очередей на границе, а также открытии Торговых домов, которые будут способствовать развитию экономических отношений.

"В 2022 году товарооборот между Кыргызстаном и Узбекистаном впервые достиг 1 млрд долларов. Но нам еще есть к чему стремиться. Упрощение пограничных процедур - важный шаг в развитии двусторонней торговли. Действительно, прохождение границ для автоперевозчиков часто связано с долгим ожиданием и сложными процедурами, и, соответственно, задержками в пути и ростом себестоимости перевозок. Открытие "зеленого коридора" для скоропортящихся продуктов и введение электронных очередей поможет решить актуальные для перевозчиков проблемы", –– считает Эмирлан Бейилбаев.

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД