Американская биолаборатория может открыться в Нарынской области?

Пока кыргызстанцы обсуждают смог и его возможные последствия, происходят не менее важные процессы, которые имеют непосредственное отношение к национальной безопасности Кыргызстана.

По информации источников редакции, американская биолаборатория может открыться в Нарынской области. А основания к ее открытию могут быть заложены в межправительственном соглашении между Кыргызстаном и США и законом о биологической безопасности. Оба этих документа в режиме полной тишины обсуждаются сейчас в правительстве и парламенте республики.

Куда могут завести эти два документа Кыргызстан, в интервью с политологом Игорем Шестаковым.

- Игорь Альбертович, что вы думаете о процессе обсуждения кыргызстано-американского соглашения, и какое место в нем отведено открытию американских биологических лабораторий в Кыргызстане?

Шестаков: Работа по соглашению идет последние года три. И, насколько я знаю, есть не менее трех его вариантов. В прошлом году просочилась информация, что один из вариантов соглашения даже поступал на рассмотрение депутатского корпуса. Это, я так понимаю, было сделано в рамках ознакомления депутатов с тем перечнем условий, которые выдвигают США. Также была небольшая информационная кампания грантовых СМИ, что против соглашения идет информационные вбросы. Это было весьма забавно читать, потому что никто особо не обсуждает этот важный вопрос. И, я так понимаю, это было одним из условий американской стороны, чтобы не было публичности. Такой вот кот в мешке. Единственное, что известно, что в перечне есть пункт, чтобы те организации, которые представляют США, но не входят в число официально представляющих Госдеп, например "Корпус Мира", чтобы они все имели дипломатический статус неприкосновенности. Это неизменный пункт всех вариантов проекта соглашения, видимо, это очень важно для американской стороны. И это говорит о том, что под это соглашение уже заложены конкретные проекты, которые будут реализовываться. И, наверняка, вопрос открытия биолаборатории – или нескольких, рассматривается в рамках этого соглашения. Пока в публичном доступе нет этого проекта или проектов, мы, конечно, можем только предполагать.

Примечание* В прошлом году представители МИД КР на вопрос СМИ, обсуждается ли в рамках соглашения открытие биолаборатории, заявили, что не могут это комментировать.

Шестаков: Помимо основного соглашения всегда есть подпункты, те. сам документ и те подпункты, которые идут вспомогательно к реализации этих вопросов. Которые могут быть весьма размытыми. Т.е. сотрудничество в сфере безопасности предусматривает соглашение, а дальше в подпунктах это расписывается. Безусловно, США заинтересованы открыть в Кыргызстане биолабораторию. И эти попытки предпринимаются еще с 2009 года. Еще в бытность президентом Бакиева. И как раз одним из регуляторов является это соглашение, потому что оно устанавливает межправительственное взаимодействие, на этом уровне как раз биолаборатория может появиться.

Вопрос заключается в том, что если, допустим, проект документа поступал в парламент, почему молчит Жогорку Кенеш – орган народного волеизъявления? Почему такая таинственность? При этом, опять же уточню, есть несколько вариантов соглашений, у американцев, как у фокусника в рукаве, заложено несколько "сюрпризов".

Напомню также, что в рамках каждого визита высокопоставленных американцев в Кыргызстан вопрос соглашения обсуждался. А по итогам переговоров с Дональдом Лу он заявил, что документ безусловно будет принят.

Откуда у них такая уверенность? Полагаю, что американцы в качестве основного инструмента продавливания могу использовать антироссийские санкции и их влияние на Кыргызстан. Что касается военного сотрудничества, нужно понимать, что биолаборатории и проходят по линии военного сотрудничества, т.к. связаны с вопросами национальной безопасности. На Украине и в других республиках СНГ проекты биолабораторий курируются Министерством обороны США.

Любопытный факт - проект открытия канадской биолаборатории в Бишкеке, который был отклонен, скажем так, не закрыт, а заморожен. В Бишкеке до сих пор действует офис этой организации.

Примечание* В 2011 году Кыргызстан отказался от строительства канадцами биолаборатории на своей территории. Подрядчиком должна была стать американская компания Smith Carter, связанная с госдепартаментом США. Из-за протестов и общественного недовольства граждан КР строительство лаборатории было прекращено.

Шестаков: Безусловно, для американцев сейчас важно появление биолаборатории в Кыргызстане, потому что мы остались последней зоной, свободной от их экспериментов, тем более под боком у Китая и России.

Кстати, сейчас на стадии разработки находится проект закона о биологической безопасности, обсуждение которого летом 2022 года проводили по линии США и ООН. Дискуссия прошла в предельно закрытом режиме, что вызвало удивление со стороны ряда наших экологических НПО, с которыми мы недавно обсуждали на круглом столе повестку биобезопасности КР в контексте деятельности биолабораторий Это говорит о том, что и в этом документе могут быть заложены нюансы, пересекающиеся с интересами США, заложенными в межправительственном соглашении.

Примечание* Председатель КНР на 22-м заседании Совета глав государств – членов ШОС, членом которой является и Кыргызстан, заявил, что странам – участницам объединения необходимо "адекватно противодействовать нетрадиционным вызовам безопасности, таким как безопасность данных, биологическая безопасность, космическая безопасность". Кроме того, как заявлял осенью 2022 года на заседании Совета Безопасности ООН заместитель постоянного представителя КНР при всемирной организации Гэн Шуан, Китай считает легитимными вопросы России по деятельности биолабораторий США на Украине.

- Каким образом подписание межправительственного соглашения и открытие биолабораторий может отразиться на отношениях с Россией, объяснять не нужно. А вот как на это может отреагировать еще один наш стратегический партнер и главный кредитор Китай, которому американская биолаборатория у себя под боком точно не нужна?

Шестаков: Любопытный момент. Начало обсуждения нового межправительственного соглашения совпало с небывалым охлаждением американо-китайских отношений. Примерно в это же время Конгресс США легализовал уйгурские сепаратистские организации, перестав их считать террористическими. И это может иметь к нам непосредственное отношение. Возвращаясь к межправительственному соглашению, те же наши грантовые СМИ, выступающие за сотрудничество с США, активно подчеркивают, что из-за отсутствия соглашения мы теряем много донорских средств от Вашингтона. Поэтому, считаю, в проектах соглашения указан целый ряд моментов о сотрудничестве, которые идут в том числе в пику проектам КНР. Прежде всего речь идет о проекте "Один пояс, один путь". Ну и в целом такая риторика направлена на ограничение не только российского инвестиционно-экономического присутствия, но и китайского.

К слову, мы все время, когда говорим про соглашение, мы замыкаемся исключительно на позиции Кремля. Оставляя в стороне позицию официального Пекина.

А подписание соглашения в нужном США формате означает, что мы становимся не только антироссийской, но и антикитайской площадкой. И те НПО и другие организации, которые возможно получат статус дипломатической неприкосновенности, смогут раскачивать нужные Вашингтону повестки. В т.ч. это касается тех же "китайских лагерей перевоспитания". Эта тема пошла исключительно из США. И во главе этого процесса стоят американские неправительственные организации, которые ведут борьбу за права человека. Не предъявляя каких-либо серьезных обвинений, развивается этот фактор. Я хотел бы отметить одну интересную особенность по этой теме китайских лагерей перевоспитания. Сначала они шли под общий трендом, что китайские власти преследуют мусульман. Но через какое-то время, не добившись нужного эффекта для себя, американская сторона стала разделять по национальностям - это казахские мусульмане, это кыргызские, это уйгурские, т.е. они стали идентифицировать этот мусульманский фактор по национальному признаку.

И мы выходим на то, что предоставление статуса дипломатической неприкосновенности фактически развязывает Вашингтону руки на деятельность правозащитных организаций, которые могут достаточно радикальную вести борьбу с властями Китая, китайской идеологией, ну и момент по поддержке биолабораторий конечно же тоже.

Я на протяжении последних четырех лет, когда между Вашингтоном и Пекином стали портиться отношения, говорил, что мы будем полем боя между США и Китаем, потому что мы находимся в идеальной для этого локации. У нас по разным оценкам порядка 20 тысяч НПО, у нас много грантовых СМИ, есть уже наработанные технологии, допустим, для того же Казахстана, там гораздо раньше начались митинги по китайской экономической экспансии. Сейчас пришло время, чтобы всю эту деятельность активизировать.

От редакции отметим, что обсуждение и принятие таких решений, как межправительственное соглашение с США и закон о биологической безопасности просто обязаны быть публичными и прозрачными и исходить исключительно из национальных интересов Кыргызстана с учетом стратегических курсов и позиций, выбранных руководством республики. И поддаваться на давление США и разрешать им строить на нашей территории биолаборатории нельзя ни в коем случае. Если бы их деятельность была прозрачной, можно было бы еще подумать. Но как показывает украинский опыт, даже не все научные сотрудники с украинской стороны имели доступ в лаборатории. Такая же история и с лабораториями в других странах.

При этом, что самое страшное, в биолабораториях изучают не только вирусы, но и их специфическое влияние на разные национальности и генотипы, инструменты и логистику их распространения. США, получая доступ к результатам исследований, фактически становятся обладателями беспрецедентного инструмента давления на суверенитет страны – они точно будут знать, какими вирусами можно нас уничтожить, как бы ни бредово это звучало.

Справочно: Летом 2022 года появилась информация, что Министерство здравоохранения США планирует профинансировать исследования сибирской язвы в Кыргызстане.

Также летом 2022 года в Кыргызстане прошли митинги против строительства биолаборатории в Казахстане недалеко от нашей границы. Биолабораторию для особо опасных штаммов планируется возвести к 2026 году в поселке Гвардейский в Жамбылской области, что примерно в 100 км от Бишкека. Тогда же эксперты из Кыргызстана и Международной ассоциации по контролю биологических исследований направили письмо президенту Токаеву с просьбой остановить строительство биолаборатории вблизи границы.

В 2022 году появились данные о том, что представляющие американский Минздрав центры по контролю заболеваемости (CDC) выделят порядка четверти миллиона долларов на исследования специфического антитоксина. Контракт Минздрава США на исследования сибирской язвы получила Международная высшая школа медицины Кыргызии, как передавали СМИ, с формулировкой "может проводить оценку реальной эффективности антитоксина раксибакумаба, находящегося в национальном стратегическом запасе правительства США". Минздрав КР опроверг факт сделки, назвав информацию "фейком". Однако ректор Международной высшей школы медицины Стальбек Ахунбаев подтвердил изданию 24.kg, что "CDC к ним действительно обращались по поводу возможных клинических испытаний", отрицая при этом заключение договора об испытаниях антитоксина.

В рамках Самаркандской декларации 2022 года страны ШОС призвали строго соблюдать Конвенцию о запрещении биологического и токсинного оружия и принять к ней протокол, который будет предусматривать эффективный механизм проверки. Россия уже не раз настаивала на принятии юридически обязывающего протокола к Конвенции, который, помимо прочего, обеспечил бы эффективный механизм проверки соблюдения норм Конвенции.

Иллюстрация к материалу: Китайская платформа новостей CRI Online опубликовала карикатуру на биолабораторию, где без устали трудится сотрудник в шляпе Дядюшки Сэма. На рисунке - колбы с возбудителями опасных болезней. Надписи под каждой колбой гласят, слева направо: "холера", "сибирская язва", "чума".

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД