Советский Союз – как историческое воплощение Евразийского социализма

752  0

В Бишкеке прошел очередной круглый стол, организованный на площадке программы "Лезвие Оккама" Эмиля Джумабаева и Фурката Турсунова при поддержке лидера партии "Биримдик. Демократический социализм – Евразийский выбор" Марата Аманкулова. Первая дискуссионная площадка была посвящена теме "Демократический социализм – Евразийский выбор", второе обсуждение было претенциозно заявлено темой "Советский Союз – как историческое воплощение Евразийского социализма".

В ходе мероприятия была выражена благодарность организаторам в принципе за возможность обсуждать эту тему на серьезном уровне. Тем более, что как отметил один из участников, подрастающее поколение вообще не понимает, о чем идет речь, потому что до сих место Кыргызской Республики в Советском Союзе обсуждать было не принято, и, вообще, историю Советского Союза. Как будто этот почти вековой кусок попросту выбросили из истории республики, будто его и не было.

Стоит отметить, что тема Советского Союза в принципе и места Кыргызской Республики в нем достаточно неоднозначная, порой провокационная. И какие бы ни обсуждались аспекты развития государства, нации – а говорили об истории, культуре, религии, экономике, искусстве, даже региональных ирригационных проектах, так или иначе все обсуждение сводилось к теме евразийства, евразийского выбора.

Приведем некоторые цитаты.

Один из инициаторов дискуссии Эмиль Джумабаев подчеркнул, что без обращения к нашему советскому недавнему прошлому, без осознания этого прошлого мы не обойдемся.

"Без осмысления, что такое был Советский Союз, мы никуда не денемся, не продвинемся дальше. Прошло уже 30 лет после развала Союза, и видно, то что было, условно говоря, советским, ушло, а что было евразийским – живо и работает. Нужно разобраться, что в советском было от представления народов евразийским – о правде, справедливости, а что было марксистским догматизмом, который, собственно, и рухнул".

Журналист Талант Джумабаев подчеркнул, что сам факт того, что мы выступаем в авангарде обсуждения этой темы, уже о многом говорит.

"Почему такие проекты, как орда, Советский союз, так жизнеспособны и прошли тысячи лет, а эта идея опять возвращается? Потому что это тюрко-славянский мир. Он был как минимум тысячу лет… Нас объединяют, в первую очередь, единые ценности, нравственные ценности, не культура, не фольклор, не идеи, ни религии. Мы все на этом пространстве являемся представителями традиционного сообщества с едиными ценностями, и за тысячелетия это в основе и стало объединяющим фактором", - считает Джумабаев.

Профессор, доктор философских наук Жылдыз Урманбетова рассказала о трех основных этапах развития кыргызского народа:

"Это наш кочевой архитип и образ жизни, который естественно заложили очень многое в нашем сознании. Второй момент, который сопровождался кризисом первого этапа, это как раз-таки было бытие в Советском Союзе, были многие плюсы и минусы, и этот этап переставил нас на другую ступеньку бытия. Третий этап связан с суверенитетом, когда произошел второй кризис собственного сознания".

Она также подчеркнула, что в настоящее время существует два ракурса евразийской идентичности, поскольку Евразийский социализм основывается на евразийской идентичности, они заключаются в противопоставлении внутреннего "я" и внешнего.

"Все эти разговоры – современные вызовы. И каждые регион дает свой вариант ответа. Если выработается так называема обновленная евразийская идентичность, то будет намного легче нам, как государству, и всем остальным ориентироваться в современном мире", - подчеркнула Урманбетова.

Мешает, по ее словам, то, что некоторые отечественные политики никак не могут определиться, какую сторону они поддерживают, и это порождает хаос.

Религиовед Кадыр Маликов отметил, что обсуждаемая тема достаточно узкая, и не выходит за рамки философов, политиков, аналитиков…

"Если тему евразийства рассматривать как некий проект, нужно это делать через призму формирующейся системы ценностей в режиме реального времени. Насколько понятие евразийства будет приемлемо в рамках существования различных концептов?

Насколько эта тема не будет выглядеть несколько натянутой в рамках истории? Кто является наследником Золотой Орды? Этот вопрос стоит довольно остро… Евразийство как проект может рассматриваться как диалог на равных условиях, в том числе и религиозном аспекте", - отметил Маликов.

Профессор, доктор философских наук Анвар Бугазов считает, что только в составе более крупного объединения Кыргызстан может сохранить свою контекстность и субъектность.

"Судьба так распорядилась, что других альтернатив нет. Счастливая возможность заключалась то, что есть идея евразийского социализма, которая позволит на равных, сохраняя свою субъектность, продолжить свое развитие. Считаю, что в свое время Советский Союз оказался таким объединением, в рамках которого Кыргызстан смог сохраниться как государство, общность, нация, и, к тому же, получить мощнейший толчок для своего развития", напомнил Анвар Хусаинович.

В дополнение к своему выступлению Талант Джумабаев констатировал, что все, что организовывается государственными структурами – ангажировано, политизировано, и там есть рамки, это во многом формальность по разным причинам.

"А тут мы разговариваем абсолютно свободно… И востребованность такая есть, и сила этого мероприятия в том, что мы абсолютно не ангажированы кроме своих собственных убеждений".

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД